Самые современные и прогрессивные детские сады сегодня

Виртуальный Интеллект Это интересно
Опубликовано 5 августа 2019
Развивающие игры, чуткость и осуществление желаний — основные компоненты детских садов нового типа Современный детский садик — это уже не место для «передержки» маленьких непосед. Родители хотят, чтобы дети не просто были под присмотром, пока мама с папой заняты. У детства появляется концепция. Кажется, что концепций много. На сайте Федерального института развития образования (ФИРО) выложено 27 рамочных программ для дошколки, на базе которых можно написать и собственную. Все они так или иначе предполагают создание условий для полноценного проживания детства и гармоничного развития. Однако одни, говорит старший специалист в области образования Всемирного банка Тигран Шмис, больше ориентированы на воспитателя, другие — на ребенка. По программам первого типа до сих пор работает большинство российских детских садов. «Занятия похожи на школьные и основываются на единых нормативах, которые дети должны усвоить. Ребенку остается только следовать по курсу», — поясняет ведущий научный сотрудник ФИРО-РАНХиГС Владимир Загвоздкин. Но современный образовательный стандарт, действующий с 2014 года, поддерживает те программы, в центре которых стоит ребенок. В садах нового типа дети играют, развивают исследовательскую деятельность и общение. В диалоге со взрослыми они участвуют в планировании своих занятий. Сад может использовать разные техники и методики: по-настоящему инновационную программу нельзя реализовать шаблонным образом, говорит Загвоздкин. «Такая система для нас новая, и мы только учимся в ней работать», — отмечает он. Мы отобрали шесть интересных и показательных проектов.

Детский клуб Wunderpark

деревня Борзые, Московская область Вступительный взнос: 100 000 рублей Стоимость посещения: 115 000 рублей в месяц Этот клуб в 2013 году открыла Марина Мордашова — жена владельца «Северстали». Идея пришла ей в голову после долгих поисков подходящего развивающего центра для старшей дочери. Муж велел «делать и ничего не бояться», писал Tatler. «Разноцветные билборды, кричащая реклама детских садов в интернете обещают сделать из вашего ребенка не просто достойного человека, а вундеркинда и чуть ли не нобелевского лауреата с малых лет, — отмечала Мордашова, представляя свой проект в колонке главного редактора журнала Wunderpark. — На деле же погоня за деньгами приводит к созданию совершенно невыносимых для детей учебных программ и условий». Воспитание детей в ее клубе ведется параллельно по двум программам раннего развития: российской «Тропинки» и британской The International Early Years Curriculum. «Тропинки» — одна из тех программ, что появились после введения в России нового образовательного стандарта в 2014 году. Стандарт считается одним из самых прогрессивных в мире, там множество инноваций вроде поддержки детской инициативы, развития связи с семьей ребенка, внедрения принципов равноправия по отношению ко всем участникам образовательного процесса. Обе программы позволяют развить в ребенке гармоничную личность, желающую учиться, коммуницировать и сознавать свои успехи, отмечается на сайте. «У детей формируются продуктивное воображение, любознательность, ориентация на позицию другого человека, волевые качества, элементы рефлексии», — говорит представитель студии. В Wunderpark огромная инфраструктура для детского развития. Там есть интерактивный «Город профессий», футбольное поле с профессиональным покрытием, сад звуков и сад фактур, тарзанка и батуты, а еще настоящий вертолет МИ-2. В течение дня здесь занимаются кулинарией, Lego education и арт-диско, ставят кукольные спектакли и играют в интерактивных монтессори-зонах.

МДОУ «Некоузский детский сад №3»

село Новый Некоуз, Ярославская область Стоимость посещения: 92 рубля в день Здесь внедрена одна из самых юных детсадовских программ — «ПРОдетей», созданная «Университетом детства» в 2017 году и тогда же взятая для апробации детским садом в Новом Некоузе. У программы российские корни: она основана на принципах, разработанных известным советским психологом Львом Выготским (к слову, труды Выготского признаны и на Западе — например, на них базируются некоторые образовательные программы США). Выготский считал, что воспитание — активный процесс с трех сторон: самостоятельный ребенок, воспитатель, который наблюдает и помогает, и среда между ними. Поэтому, рассказывает воспитатель Аида Аскерова, педагоги спросили детей, каким бы им хотелось видеть свой сад, и воплотили детские пожелания вместе с родителями. Так, в группах появились контейнеры для хранения личных сокровищ и детских планов, которые они пишут на день. А игрушки и материалы воспитатели разместили таким образом, чтобы дети могли самостоятельно использовать их в активное время, а затем убирать на место. Ведущая роль в программе отдана сюжетно-ролевой игре (в отличие, например, от монтессори-педагогики, которая развивающее влияние такой игры отрицает). «В игре все равны, в игре у ребенка развивается креативность, способность сотрудничать, действовать в меняющихся условиях, не бояться проявлять себя», — объясняет Екатерина Рыбакова, президент «Рыбаков Фонда». В Некоузском детском саду организовать игру можно не в одном, специально отведенном месте, а в самых разных: центрах грамоты и письма, сюжетно-ролевой игры, науки, искусств, строительства, математики и манипулятивных игр, физических упражнений или на открытой площадке. Дети самостоятельно выбирают ту зону активности, в которой будут работать в течение дня, планируют свою деятельность, формулируя план письменно: знаками, символами, предложениями. И несут ответственность за свой выбор и его результат. «Постепенно дети научились справляться с выбором и планированием, — говорит Аскерова. — Такой стиль работы стал привычен и интересен, потому что они поступают в соответствии со своими желаниями». Изменение отношения к ребенку — так, чтобы для системы российского дошкольного образования он стал субъектом, а не объектом, — касается не только мнения взрослых, но и того, как сам ребенок воспринимает себя, рассуждает Екатерина Рыбакова. «Осознает ли он, что у него не внешний локус контроля, а внутренний, что не кто-то другой, а он сам управляет своими действиями и эмоциями? И способен ли увидеть связь между своим действием и результатом? Научить этому — задача современных специалистов дошколки: им важно развить в ребенке способность к планированию, гибкому мышлению, саморегуляции, концентрации и торможению».

Детский клуб «Я в Домике»

Санкт-Петербург Стоимость посещения: от 40 000 рублей «Когда мы говорим «детский сад», картинка у большинства возникает одинаковая: чинные воспитательницы, групповые комнаты, «детская» цветовая гамма, от которой становится грустно. Нам хотелось чего-то совершенно иного, — рассказывает автор концепции и руководитель детских садов «Я в Домике» Даша Пауте, популяризатор свободной педагогики. За ее плечами — 9 лет работы в школе неформального образования Димы Зицера «Апельсин» (автора книги «Любить нельзя воспитывать»). Что значит «свободная педагогика»? Пауте выступает за уважение к детству, за развитие познавательного интереса как основу успешного обучения и понимания себя. За ценность границ, своих и окружающих. Она считает, что надо дать ребенку возможность исследовать разные виды деятельности, исходя из его потребностей. «Хочется ему три дня подряд играть в Lego или возиться с водой — пусть, не надо его насильно увлекать другими активностями. Он наиграется, разберется и пойдет дальше», — объясняет Пауте. «Я в Домике» — частный детский клуб, первое отделение которого открылось в 2016 году в Усть-Ужоре под Петербургом, а второе через полтора года — в новостройке в центре Северной столицы. Пространство клубов изначально было задумано как важная составляющая образовательного процесса. Для России это инновационный подход, хотя тезис о том, что среда — третий учитель после родителей и воспитателей, — это мощный тренд в дизайне образовательных пространств во всем мире, пришедший из итальянской реджио-педагогики. Среди задач, стоявших перед архитектором «Домиков» Андреем Стрельченко (помещения строились с нуля), были открытая планировка, много света и простора, возможность детей перемещаться по всему пространству и заниматься различными активностями, а еще найти место для уединения. В Усть-Ужоре, например, это воплотилось в деревянных уютных «норках», идея которых была подсмотрена в финских офисных зданиях — там можно уйти в такую «норку» поработать или отдохнуть. Если само по себе пространство классное, его не надо делать специально детским, заигрывая с ребенком, — нужно только создавать все соразмерным ему, считает Даша Пауте.

Государственные детские сады Альметьевска

Татарстан Стоимость посещения: 3565 рублей в месяц Целых сорок три детсада татарского Альметьевска ориентируются на систему оценки качества воспитательной работы, основанную на Early Childhood Environment Rating Scales (ECERS). Эти шкалы считаются одним из самых валидных инструментов в мире. Они расставляют человекоцентричные приоритеты и оценивают не результаты, которых добились дети, а условия для их развития. Приоритеты ECERS — принципы детского участия, обогащенной среды и зарождающейся грамотности. Участие — это про то, что любой уголок детского пространства и любая деятельность должны иметь для ребенка смысл. Обогащенная среда — это пространство с разнообразным оборудованием для игры и развития в свободном доступе. Игрушки можно брать не тем, кто съел кашу, а всем, и когда захочется. А понятие зарождающейся грамотности описывает детские способы взаимодействия со знаками, предшествующие письму и чтению в школе. Это еще не учеба, но освоение позиции грамотного человека. Программу, запущенную в 2016 году, финансирует «Татнефть» (у нее головной офис в Альметьевске), а ведет проект психолог, руководитель блока начальных классов в московской «Новой школе» Сергей Плахотников. В процессе реформы городские сады переходят на инновационные методики работы с детьми, рассказывает старший научный сотрудник Лаборатории развития ребенка МГПУ Татьяна Ле-ван, участвующая в проекте. Например, Anji play предусматривает использование предметов с открытым назначением — вроде шин, бочек, досок. Дети вольны делать с ними что угодно, а взрослый фиксирует происходящее на камеру, чтобы затем обсудить с ними эту игру. «Школа диалога с препятствием» — это спортивный 3D-комплекс, где ребенок учится через игру понимать границы своих возможностей и видеть способы преодоления трудностей. «Соразмерные возрасту физические нагрузки стали важной составляющей интеллектуального и эмоционального развития ребенка во всем мире. В России этот подход реализуется в разных программах, в том числе у Сергея Плахотникова», — отмечает Владимир Загвоздкин из ФИРО. Постепенно в программу вовлекут все детские сады района (всего их 90). В следующем году к проекту подключатся и нескольких школ Альметьевска — как говорит Ле-ван, «чтобы дети из садов новой идеологии не приходили в школы с устаревшим подходом».

Детский сад «Детское село»

Киров Стоимость посещения: 20 000 рублей в месяц Выпускница Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Бокова открыла «Детское село» в 2012 году. Все началось с поисков подходящего сада для второго сына. Сейчас под ее руководством работают уже три садика в Кирове. В основе образовательной программы — философия Рудольфа Штайнера, родоначальника вальдорфской педагогики. При этом основательница «Детского села» подчеркивает: «Частая претензия к вальдорфским садам — в их зацикленности на методике, в том, что они не хотят меняться вместе со временем. Мы в «Детском селе» думаем, что не только Штайнер был такой умный. Надо отталкиваться от природы ребенка и использовать разные методики: в том числе Монтессори, реджио-педагогику, отечественные наработки». Бокова считает, что главное в дошкольном возрасте — ощущение огромной любви к себе и качество окружающего пространства. Развивает все, говорит она: мебель из натуральных материалов, формы, эстетика интерьеров, люди в этом пространстве — дворник, родители, персонал, особенности их личности, даже внешний вид и выражение лица. Воспитанники в «Детском селе» занимаются гончарным делом, ткачеством, пекут хлеб, поют русские народные песни. Детей учат рисовать не по шаблону, играть с красками, сочинять и показывать собственные сказки. «В саду ребенок должен чувствовать себя расслабленно — может, не как дома, но хотя бы как у бабушки, — поясняет Бокова. — Здесь ребенок может столкнуться и с неприятными ситуациями, ведь он в коллективе. Мы учим решать вопросы конструктивно, осознавать и проживать свои эмоции. Однако эти ситуации обязательно должны быть соразмерны возрасту ребенка». Взгляды Боковой на педагогику не всегда соответствуют представлению о воспитании других родителей. «Иногда мамы, особенно если они хоть чуточку из сферы образования, считают долгом отредактировать нашу программу. Но я уверена в ее эффективности, хоть и понимаю, что возможно расторжение договора. Многие стремятся напичкать ребенка всевозможными знаниями и готовы за это платить. Конечно, в два года можно научить ребенка читать, но зачем?»

МБДОУ №4 «Монтессори»

Томск Стоимость посещения: 109 рублей в день Монтессори-педагогика — вещь модная. По словам Владимира Загвоздкина из ФИРО, из альтернативных детсадовских программ в России больше всего распространены те, что основаны на принципах Марии Монтессори. «В России есть несколько эпицентров монтессори-практик, один из них, безусловно, вокруг томского детского сада Татьяны Костенко», — говорит Татьяна Ле-ван из МГПУ. Томский детсад открылся в 1992 году как дошкольная ступень альтернативной школы «Эврика-развитие». Он оказался таким популярным у томичей, что спустя семь лет администрация города создала на его базе «Начальную школу-детский сад «Монтессори». Татьяна Костенко из убежденных последователей итальянской гуманистки: в саду к этой практике не примешивается почти ничего из других методик. Педагог здесь вроде экскурсовода по пространству группы. Его задача — организовать среду, которая задает «маршрут» индивидуального движения каждого ребенка в исследовании, обучении, социальном развитии. Среда вообще играет ведущую роль в становлении ребенка, считают последователи Монтессори. Дети в саду не делятся по возрасту: старшие учат младших, а малыши видят свою ближайшую перспективу. Поэтому пятилетние дети, умеющие читать и считать, в саду Монтессори не редкость. «А еще они умеют самостоятельно выбирать себе дело по душе, договариваться с ровесниками, — рассказывает Костенко. — И проверять свои гипотезы»
230
0
0
Информация
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.
Опубликовано 14 сентября 2012
Австралийские школьники отличились (5 фото)
Старшая школа Пара Хилз в австралийском городе Аделаида. Местные школьники нарисовали на крыше неприличный рисунок специально для Google Maps. Руководство школы теперь надеется, что Google заменит этот кадр еще до обновления карт, которые можно ждать довольно долго.
27 120
11
+12
Осколочек_Счастья Фото и приколы
Опубликовано 8 декабря 2014
Подборка прикольных "аткрыток"
Новая подборка прикольных открыток.
1 207
0
+9
Опубликовано 21 февраля 2011
Самая большая семья в мире (4 фото)
Этот мужчина является главой самой большой семьи в мире и у него аж 39 жён... У Циона Хана 94 ребёнка из них 14-дочерей, 80 сыновей, а также 33 внука. Они живут в 100-комнатном четырёх этажном доме, котоый расположен среди холмов в деревне Baktwang в индийском штате Мизорам.
19 068
6
+3