История кардинала Ришелье

«Клон», придуманный писателем
Знаменитая трилогия писателя Александра Дюма о мушкетёрах раз и навсегда изменила представление людей о Франции XVII века. Подлинная картина событий остаётся в тени описания, данного успешным литератором. Среди исторических личностей, «пострадавших» от Дюма, особое место занимает кардинал Ришелье. Мрачная личность, плетущая интриги, окружённая злобными подручными, имеющая под своим началом целое подразделение головорезов, только и думающих как досадить мушкетёрам, — портрет, написанный Дюма, не вызывает особых симпатий. Реальный Ришелье от своего литературного «двойника» отличается весьма серьёзно. При этом настоящая история его жизни не менее интересна, чем вымышленная.Крестник двух маршалов
Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье, родился 9 сентября 1585 года в Париже. Его отцом был Франсуа дю Плесси де Ришелье, видный государственный деятель, служивший королям Генриху III и Генриху IV. Если отец Армана принадлежал к высокородным дворянам, то мать его была дочерью адвоката, и такой брак среди высшего сословия не приветствовался. Положение Франсуа дю Плесси де Ришелье, однако, позволяло ему не обращать внимания на подобные предрассудки — милость короля служила хорошей защитой. Арман родился слабым и болезненным, и родители всерьёз опасались за его жизнь. Мальчика крестили лишь через полгода после рождения, зато в крёстных у него оказались сразу два маршала Франции — Арман де Гонто-Бирон и Жан д’Омон.
Сутана вместо шпаги
Спустя несколько лет Армана отправляют учиться в Париж — его принимают в престижный Наваррский колледж, где учились даже будущие короли. Успешно окончив его, юноша, по решению семьи, поступает в военную академию. Но внезапно всё кардинально меняется. Единственным источником дохода семьи Ришелье является должность епископа Люсона, которая была пожалована королём Генрихом III. После смерти родственника Арман оказался единственным мужчиной в семье, который мог бы стать епископом и обеспечить сохранение финансового дохода.
Депутат Ришелье
Одновременно епископ написал несколько работ по теологии, часть которых была обращена к богословам, а часть — к простым прихожанам. В последних Ришелье пытался доступным языком объяснить народу суть христианского учения. Первым шагом в политическую жизнь для епископа стало избрание депутатом от духовенства для участия в Генеральных штатах 1614 года. Генеральные штаты являлись высшим сословно-представительским органом Франции с правом совещательного голоса при короле.
Духовник принцессы Анны
Реальная ситуация была очень далека от той, которая представлялась правильной епископу. Король Людовик XIII был практически отстранён от управления, а власть принадлежала его матери Марии Медичи и её фавориту Кончино Кончини. Экономика была в кризисе, государственное управление пришло в упадок. Мария Медичи готовила союз с Испанией, залогом которого должны были стать две свадьбы — испанского наследника и французской принцессы Елизаветы, а также Людовика XIII и испанской принцессы Анны. Данный союз для Франции был невыгоден, ибо ставил страну в зависимость от Испании. Однако повлиять на политику государства епископ Ришелье в ту пору не мог. Неожиданно для самого себя Ришелье оказался в числе приближённых Марии Медичи. Вдовствующая королева обратила внимание на ораторские способности епископа во время Генеральных штатов и назначила его духовником принцессы, будущей королевы Анны Австрийской. Никакой любовной страстью к Анне, на которую намекал Дюма, Ришелье на самом деле не воспылал. Во-первых, епископ не питал симпатий к испанке, ибо она была представительницей государства, которое он считал враждебным. Во-вторых, Ришелье было уже около 30 лет, а Анне — 15, и их жизненные интересы лежали очень далеко друг от друга.

Первый министр запрещает поножовщину
13 августа 1624 года Арман де Ришелье стал первым министром Людовика XIII, то есть фактическим главой правительства Франции. Главной заботой Ришелье стало укрепление королевской власти, подавление сепаратизма, подчинение французской аристократии, пользовавшейся, с точки зрения кардинала, совершенно чрезмерными привилегиями. Эдикт 1626 года, запрещавший дуэли, с лёгкой руки Дюма воспринимается как попытка Ришелье лишить благородных людей возможности защитить честь в честном поединке. Но кардинал считал дуэли самой настоящей уличной поножовщиной, уносящей сотни дворянских жизней, лишающей армию лучших бойцов. Надо ли было положить конец подобному явлению? Безусловно. Благодаря книге Дюма, осада Ла-Рошели воспринимается как религиозная война против гугенотов. Так же её воспринимали и многие современники. Однако Ришелье смотрел на неё иначе. Он боролся с обособленностью территорий, требуя от них безусловного подчинения королю. Именно поэтому после капитуляции Ла-Рошели многие гугеноты получили прощение и не подверглись гонениям. Католический кардинал Ришелье, значительно опередив своё время, противопоставлял религиозным противоречиям национальное единство, заявляя, что главное не в том, католик ли человек или гугенот, главное, что он француз.


199
0
Информация
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.
Все можно починить используя смекалку и фантазию.
1 932
0
Кадры получаются в разы лучше, чем с профессиональными моделями
253
0
Это "настоящие фотографии пришельцев" из архивов ЦРУ, КГБ, Министерства Обороны, которые они скрывали. Верите ли Вы в реальность этих фотографий?
75 275
78
Прикольные комментарии из социальных сетей.
4 928
0