Почему в Германии не наказывают за побег из тюрьмы?
Первое упоминание о тюрьме относится к 3200 году до нашей эры. Исправительное учреждение находилось на территории Древней Месопотамии. Однако на протяжении большей части истории человечества тюремное заключение не использовалось в качестве самостоятельного вида наказания - это было место, где люди либо ждали суда, либо приведения приговора в исполнение. Тюремные сроки как стандартная мера наказания появились в 19 веке в Англии, а затем распространились по всему миру.
Надо сказать, что правила, касающиеся пребывания в этих печальных застенках, иногда отличаются заметной оригинальностью. Например, в Бразилии срок заключения сокращается на четыре дня за каждую прочитанную книгу. В Китае богатые люди часто нанимают двойников, чтобы те отсидели за них. А одна из британских тюрем может похвастать командой по каякингу, занимающей третье место в мировом рейтинге.
Почему побег из тюрьмы в Германии легален
Смысл пребывания заключённого в тюрьме прост и универсален - он не должен уходить оттуда. Однако последствия, которые грозят ему в случае самовольного оставления заведения, в разных странах отличаются кардинально. В США за побег дают как минимум 10 дополнительных лет отсидки, причём очень многое зависит от законов штата и уголовного прошлого "дезертира". В Германии же побег из тюрьмы стопроцентно легален.
Именно так - вне зависимости от того, сколько на вашем счету похищенных шницелей и брошенных с детками фрау, вас не могут наказать за побег из немецкой тюрьмы. Дело в том, что ещё в конце 19 века рейхстаг, законодательный орган Германской империи, постановил, что каждый человек имеет право стремиться к самоосвобождению, и поэтому не должен наказываться за побег из тюрьмы. Сегодня, 130 лет спустя, этот закон все еще действует. Причём не только в Германии. Точно такие же приняты в Австрии, Бельгии и Мексике.
Основная его идея заключается в том, что существует разница между правом иметь свободу и правом искать свободу. Если вы совершаете преступление, то лишаетесь права иметь свободу, поэтому правительство может вас посадить в тюрьму. Но в указанных странах считают, что никто не может отнять у человека права стремиться к свободе. Как однажды выразился судья Верховного суда Мексики: "Стремление к свободе заложено в каждом человеке, поэтому попытка к бегству не может считаться преступлением".
Есть, однако, во всём этом несколько подводных камней. Если после побега преступника найдут, то вернут в тюрьму. Побег - это не реабилитация и не амнистия, просто за него не положено дополнительное наказание. Далее - в исправительных учреждениях существуют внутренние правила, и самовольно сбегая оттуда, заключённый нарушает их. Это означает, что в случае возвращения туда он, хоть и не получит новый срок, но, скорее всего, лишится шансов на условно-досрочное освобождение. И, в-третьих, если в процессе побега будут совершены новые преступления, за них придётся отвечать.
Если вы подкупаете охранника - это подкуп. Если для побега нужно угнать машину - это всё равно угон. Если сбегающий перепилит решётку - это может быть истрактовано как порча государственной собственности. Тем не менее, история знает случаи, когда люди сбегали на волю и оставались там. В частности, можно упомянуть пример американского бизнесмена Джоэла Каплана, который в 1971 году покинул мексиканскую тюрьму, не нарушив ни одного закона.
Каплан спланировал свой побег так, чтобы не совершить каких-либо новых преступлений. Он незаметно прокрался мимо охранников, увлечённо смотревших что-то по телевизору, поэтому подкупать никого не пришлось. Вертолет, который его забрал, был выкуплен, а не арендован, что позволило избежать обвинений в злоупотреблении арендованным имуществом. После этого Каплан на частном одномоторном самолете "Сессна", имеющем все полагающиеся идентификационные номера, документы и лицензии, перелетел в Калифорнию - по маршруту, согласованному с Федеральным авиационным агентством.
После приземления Каплан явился на таможню под настоящим именем, чтобы избежать обвинений в незаконном въезде в страну. Разрешение на въезд ему было предоставлено, так как до обслуживающих его документы чиновников ещё не дошли вести о побеге их тюрьмы. Бизнесмен залег на дно, но, так как ни ФБР, ни мексиканское правительство не проявили особого интереса к его поискам, вернулся через какое-то время к своей обычной жизни.