Перегонные тоннели около станции «Чистые пруды»

Перегонные тоннели первой очереди Московского метрополитена в сложных инженерно-геологических условиях сооружались с обделкой из монолитного бетона. Внутренняя оклеечная гидроизоляция поддерживалась железобетонной рубашкой. Многолетняя эксплуатация этих тоннелей показала высокую надежность и долговечность этих обделок, однако технологии проходческих и бетонных работ того времени не позволяли развить высокие темпы сооружения тоннелей. Обделки были громоздкими и трудоемкими.


Сначала немного теории. Вот так выглядит сечение тоннеля.

Перегонные тоннели около станции «Чистые пруды»
А вот так строились монолитные тоннели.


I: По оси тоннеля проходят две штольни. Одна из них, транспортная, находится внизу, а вторая, верхняя, нужна для обеспечения фронта работ при вскрытии калотт.

Калотта (от фр. calotte — шапочка) — верхняя часть тоннельной выработки, предназначенная для возведения сводовой обделки. Размеры калотты, конструкция крепи и технологические схемы производства работ определяются инженерно-геологическими условиями. В слабых грунтах с деревянной крепью калотты проходят отдельными участками (кольцами) длиной от 4 до 6,5 м (а в особо сложных условиях — до 2 м) с интервалами в 1-3 кольца по длине тоннеля.

II: Из верхней штольни разрабатывается грунт под сечение калотты.
III: После закрепления свода калотты и установки кружал (опалубки свода) производят бетонирование обделки тоннеля с опиранием её на грунт. В другом варианте сначала в штольнях возводят стены, а уже потом на них опирают свод.
IV: После набора бетоном свода необходимой прочности выбирают центральное ядро тоннеля и подводят стены. Обычно в шахматном порядке.
V: Далее разрабатывают породу в лотке и бетонируют его. В заключение наносят оклеечную гидроизоляцию и монтируют опалубку под железобетонную рубашку.

А теперь пройдем в тоннель. Сначала я пошел по первому пути в сторону Лубянки.


РТО-6. Не знаю, как расшифровывается, но, видимо, что-то связанное с электричеством.


Женская уборная, за ней — мужская. Сортиры на случай ГО. Интересно, их построили изначально, или они появились позднее?


Ещё одно наследие войны. Когда метро работало как бомбоубежище и люди укрывались в тоннелях (на станциях были женщины и дети), в перегонах была налажена система питьевой воды. Сейчас по этой трубе течет техническая вода.


Сбойки около вентшахты.


Это, оказывается, ВШ-158.



Большая ступенька на своде тоннеля — следы изменения проекта станции. Лубянку строили в тяжелейших гидрогеологических условиях. После начала строительства стало понятно, что при том уровне развития техники и опыте осуществить первоначальный проект не удастся. Нужно было или отказываться от станции, или строить другим способом. Робкие голоса некоторых несознательных элементов за отмену станции были жестко пресечены Кагановичем.

Строить решено было на том же месте, но на три метра глубже, что обеспечивало более мощный пласт юрских глин над шелыгой свода. К тому же, проект трехсводчатого дворца был изменён на более скромный — двухсводчатую станцию. Но к моменту изменения проекта перегонные тоннели со стороны Чистых прудов были уже построены. Поэтому было принято решение их своды не трогать, а опустить лоток, что привело к яйцеобразной форме тоннеля и к ступеньке, которую вы видите на фотографии.


А это уже второй путь. Вид от Лубянки в сторону Чистых Прудов.


Остатки каких-то ворот перед Чистыми Прудами. Точно не гермоворота. Скорее, это были заграждения для правильного режима работы вентиляции, когда метро функционировало как бомбоубежище.


Второй путь, перегон в сторону Красных Ворот.


ВШ-16X.


Станция «Чистые Пруды», первый путь.

12 444
5
+1
  1. Алексей
    воитель времен 28 января 2011 14:38
    0
    bravo
  2. Артем
    =eXtreme = 29 января 2011 17:21
    0
    клева )) никогда в метро не был, много непонятного и нового )
  3. Валерий
    ford298 30 января 2011 12:02
    0
    интересно bravo
  4. Катрин
    Katharina 30 января 2011 16:20
    0
    ахринеть как крутоооооо
  5. Анатолий
    zubilo 30 января 2011 20:45
    0
    Вот откуда брали кадры для метро 2033! шикарно... :applause:
Информация
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.
Осколочек_Счастья Фото и приколы
Опубликовано 31 марта 2015
Уморительные фотоприколы
Смейтесь на здоровье!
3 034
0
+10
Qpmouzjfagczm Девушки
Опубликовано 25 мая 2020
Индонезийская блогерша собралась продать девственность за 2 млрд рупий ради борьбы с CoViD-19
У блогерши Сары Салсабилы из Индонезии, известной в соцсетях как Сара Кейл, 340 тысяч подписчиков в “Инстаграме”. Девушка активно демонстрирует свою красивую жизнь: кадры из путешествий, брендовые вещи, дорогие машины. Однако недавно она придумала кое-что поинтереснее.
467
1
+1
Vanilla Девушки
Опубликовано 18 июля 2011
Любительницы покера
Подборка симпатичных девушек.
11 325
2
+2
AlisaSexiyde Девушки
Опубликовано 30 ноября 2019
Брюнетки в стрингах (80 фото)
1 961
0
0
KompressorHOE Девушки
Опубликовано 10 октября 2019
Симпатичные офисные девушки
316
0
0