Почему нам хорошо запоминается все плохое?
Английский государственный деятель Джордж Савиль Галифакс писал, что, если бы мы знали, что человеку свойственно помнить, мы бы знали, что ему следует делать. Ученые давно исследуют память человека как феномен, пытаясь ответить на эти вопросы, а также, что именно она сохраняет и почему.
Особенно интересен вопрос избирательности человеческой памяти. Как показали последние исследования в этой области, память человека особенно четко и ярко сохраняет воспоминания об отрицательном опыте, полученном в детстве.
Именно эти воспоминания память человека хранит на самой важной полке, а событиям, происходящим на протяжении дальнейшей жизни, уделяется намного меньше внимания.
По данным исследований, опубликованным в немецком журнале Stern, человек достаточно подготовлен к будущему в том случае, если при воспоминании о позоре в школьные годы (неправильно решенном примере на уроке математики или падении во время урока физкультуры) наблюдается учащенное сердцебиение, а на лбу проступает пот.
Голландский ученый Д.Драаизм (профессор Гронингского университета, Голландия), исследующий память человека и историю психологии, утверждает, что технически память помогает человеку подготовиться к будущему, не защищая его при этом от прошлого. В книге «Почему с возрастом жизнь быстрее проходит» профессор Драаизм описывает память человека как устройство, которое регистрирует и записывает события и поступки, которые нежелательно повторять снова.
В то же время, хорошие воспоминания не подпадают под категорию информации, которую память определяет как важную для сохранения. Другими словами, предотвращать возникновение счастливых моментов не входит в задачу памяти человека, поэтому и сохранять их не стоит.
Профессор Драаизм упоминает некоторые исследования, в ходе которых выяснилось, что воспоминания из детства и юности у пожилых людей более яркие и отчетливые, чем те, что относятся к событиям в возрасте 40-50 лет. С одной стороны, именно в этот период человек окончательно утверждается социально и психологически, но где-то с 70 лет события этого периода начинают стираться из памяти.
Большинство ученых считают, что возвращение к детским воспоминаниям у пожилых людей – всего лишь неподтвержденные слухи. Действительно, маловероятен тот факт, что в 70 лет удастся вспомнить разговоры, происходящие в детском саду, или лица одноклассников из начальной школы. Но образная и чувственная память человека сохраняет информацию достаточно надежно, поэтому воспроизвести картинки и образы из детства будет намного проще.
Исследователи указываю также на то, что где-то в возрасте 25 лет начинается фаза, когда в жизни человека перестают происходить абсолютно новые и уникальные события. Следовательно, памяти все сложнее накапливать повторяющиеся воспоминания и в случае надобности воспроизвести какое-либо из них, мы возвращаемся к самым первым и единственным в своем роде.
Таким образом, для того, чтобы помешать собственной памяти удалять ненужную по ее мнению информацию, нужно снова и снова пополнять свой запас новых событий и впечатлений, которые будут относиться к категории уникальных.
Для примера можно привести «парадокс отпуска», суть которого заключается в том, что во время каникул или отпуска кажется, что время летит чрезвычайно быстро и после окончания отдыха остается впечатление, будто все пролетело за один день.
Но через какое-то время, когда человек сидит в душном офисе или аудитории, воспоминания о проведенном времени кажутся необычайно яркими и насыщенными. Именно такие воспоминания и будут законсервированы в нашей памяти на долгий период времени.
Особенно интересен вопрос избирательности человеческой памяти. Как показали последние исследования в этой области, память человека особенно четко и ярко сохраняет воспоминания об отрицательном опыте, полученном в детстве.
Именно эти воспоминания память человека хранит на самой важной полке, а событиям, происходящим на протяжении дальнейшей жизни, уделяется намного меньше внимания.
По данным исследований, опубликованным в немецком журнале Stern, человек достаточно подготовлен к будущему в том случае, если при воспоминании о позоре в школьные годы (неправильно решенном примере на уроке математики или падении во время урока физкультуры) наблюдается учащенное сердцебиение, а на лбу проступает пот.
Голландский ученый Д.Драаизм (профессор Гронингского университета, Голландия), исследующий память человека и историю психологии, утверждает, что технически память помогает человеку подготовиться к будущему, не защищая его при этом от прошлого. В книге «Почему с возрастом жизнь быстрее проходит» профессор Драаизм описывает память человека как устройство, которое регистрирует и записывает события и поступки, которые нежелательно повторять снова.
В то же время, хорошие воспоминания не подпадают под категорию информации, которую память определяет как важную для сохранения. Другими словами, предотвращать возникновение счастливых моментов не входит в задачу памяти человека, поэтому и сохранять их не стоит.
Профессор Драаизм упоминает некоторые исследования, в ходе которых выяснилось, что воспоминания из детства и юности у пожилых людей более яркие и отчетливые, чем те, что относятся к событиям в возрасте 40-50 лет. С одной стороны, именно в этот период человек окончательно утверждается социально и психологически, но где-то с 70 лет события этого периода начинают стираться из памяти.
Большинство ученых считают, что возвращение к детским воспоминаниям у пожилых людей – всего лишь неподтвержденные слухи. Действительно, маловероятен тот факт, что в 70 лет удастся вспомнить разговоры, происходящие в детском саду, или лица одноклассников из начальной школы. Но образная и чувственная память человека сохраняет информацию достаточно надежно, поэтому воспроизвести картинки и образы из детства будет намного проще.
Исследователи указываю также на то, что где-то в возрасте 25 лет начинается фаза, когда в жизни человека перестают происходить абсолютно новые и уникальные события. Следовательно, памяти все сложнее накапливать повторяющиеся воспоминания и в случае надобности воспроизвести какое-либо из них, мы возвращаемся к самым первым и единственным в своем роде.
Таким образом, для того, чтобы помешать собственной памяти удалять ненужную по ее мнению информацию, нужно снова и снова пополнять свой запас новых событий и впечатлений, которые будут относиться к категории уникальных.
Для примера можно привести «парадокс отпуска», суть которого заключается в том, что во время каникул или отпуска кажется, что время летит чрезвычайно быстро и после окончания отдыха остается впечатление, будто все пролетело за один день.
Но через какое-то время, когда человек сидит в душном офисе или аудитории, воспоминания о проведенном времени кажутся необычайно яркими и насыщенными. Именно такие воспоминания и будут законсервированы в нашей памяти на долгий период времени.
1 934
0
Информация
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.
Как вы думаете, что это?
22 016
25