ВМФ РФ закупает канадские батискафы
Военно-морской флот России впервые получит обитаемые подводные комплексы на основе аппаратов зарубежного производства.
Как сообщил «Известиям» высокопоставленный представитель ВМФ, до конца текущего года будет закуплено два канадских батискафа АРС-600, способных работать на глубине до 1,5 тыс. м. В 2016 и 2017 годах армия должна получить еще по одному такому комплексу.
— Они будут работать совместно с необитаемыми подводными аппаратами и смогут дополнять друг друга. Использоваться будут исключительно для проведения спасательных операций, — пояснил представитель военного ведомства.
Мобильные глубоководные комплексы АРС-600 создадут на основе аппаратов Deep Worker канадской компании Nuytco Research. Их приспособлением для нужд российской армии займется петербургское ООО «ДайвТехноСервис». Как отметил гендиректор этой фирмы Владимир Каганский, в итоге комплекс будет сильно отличается от оригинала.
— Мы получаем аппараты без оборудования и оснащаем их с учетом специфичных требований Минобороны, — рассказал Каганский.
По его словам, используемые сейчас в ВМФ обитаемые подводные аппараты весят по 40 т, поэтому для их подъема и спуска нужны дополнительные средства. АРС-600 в двухместной модификации весит чуть более 3 т и может использоваться с любого судна, где есть подходящий кран. Можно также транспортировать комплекс при помощи любого военного вертолета — в этом случае аппарат просто сбрасывается в море. На глубине он будет проводить осмотр аварийного объекта, передавая изображение с гидролокатора и камер высокого разрешения на поверхность в течение восьми часов. Техника такого класса поступит на российский флот впервые, пояснил Владимир Каганский.
Кроме спасательных, АРС-600 можно задействовать в контртеррористических операциях, в работах с затонувшими боевыми кораблями и самолетами. Гидролокатор аппарата дает возможность обнаруживать взрывные устройства.
— Взрывчатки в море много, до сих пор остаются затонувшие корабли, перевозившие боезапас. Многие из них уничтожались в районах судоходных трасс. Во время учений часто происходит утеря торпедного и минного оружия, в море падают авиационные бомбы, — рассказывает капитан третьего ранга в запасе Андрей Николаев. Эксперт также отметил, что необитаемые подводные аппараты уступают обитаемым в точности получаемых данных и возможностях оперативного реагирования на изменение ситуации.
Трехмерное изображение, полученное с гидролокатора, выглядит весьма условно — как пояснили на предприятии, только натренированный человек сможет распознать, что именно находится в области обследования. По словам Владимира Каганского, четыре специалиста ВМФ прошли обучение по использованию аппарата в ЦНИИ имени Крылова. Теперь они могут обучать других сотрудников.
Андрей Николаев полагает, что аппарат комплекса АРС-600 еще предстоит испробовать на палубе корабля — без этого сложно в полной мере оценить эффективность его использования.
— Хотя общее отношение к этим аппаратам — как к игрушке, это надежное и интересное устройство. Но на вооружение его примут только после испытаний в составе корабельных комплексов, — отметил Андрей Николаев.
Стоимость одного комплекса АРС-600, согласно документам по развитию ВМФ (имеются у «Известий»), — около 310 млн рублей. Уже готово два аппарата — одноместной и двухместной модификации, рассказывает Каганский. По его словам, один из них обеспечивал безопасность погружения президента Владимира Путина в Финский залив прошлым летом.
— Такие аппараты есть у англичан, у голландцев. Обычно в этих странах они не стоят на вооружении, а привлекаются для проведения операций, — сказал Юрий Горев, представитель компании «Тетис Про».
Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров отметил, что зарубежная техника понадобилась для того, чтобы впоследствии строить такие аппараты в России.
— Например, мы закупаем вертолетоносцы «Мистраль» ради тех технологий, которые там заложены, чтобы их освоить и строить аналоги у себя. То же и здесь — посмотреть, изучить, сравнить и перенять опыт, — считает он.
Представитель «ДайвТехноСервис» подтвердил, что существует возможность освоить производство такого подводного аппарата в России.
— В перспективе, я думаю, это реально — открыть производство по лицензии в России, — отметил Каганский.
Компания Nuytco Research из Ванкувера строит необычные подводные аппараты под прозаическим названием «Глубоководный рабочий» (Deep Worker).
Необычность их в том, что эти машины по размерам, кругу решаемых задач и своим способностям занимают промежуточное положение между жёсткими скафандрами для водолазных работ и двух— трёхместными исследовательскими глубоководными аппаратами, подобными американскому Alvin или российскому «Миру».
Инженеры компании, разработавшие Deep Worker в 1990-х годах, полагают, что их детище удачно совмещает достоинства тех и других видов подводной техники, и в то же время нивелирует их недостатки.
Возможно, что авторам субмарины действительно удалось нащупать «золотую середину». Канадские машины активно используют американские учёные и, как ни странно, специалисты NASA.
В воздухе робот весит 1,3 тонны, если в корпусе использован по большей части алюминий; и 1,75 тонны, если основной материал — сталь.
Компания-производитель предлагает своим клиентам выбор между более тяжёлой, но сравнительно недорогой, стальной субмариной и алюминиевым её аналогом, который, соответственно, дороже. Во всём остальном — это совершенно одинаковые подлодки.
Рабочая глубина Deep Worker составляет внушительные для такого небольшого аппарата 600 метров. Полезный груз — 114 килограммов (это, главным образом, сам пилот).
Системы жизнеобеспечения рассчитаны на 106 часов, так что в случае чего — есть шанс дождаться помощи. Впрочем, о безопасности скажем чуть ниже.
Аппарат полностью автономен. Благодаря малым размерам, он может использоваться для научных исследований или подводных работ (ремонтных и тому подобных) в местах, недоступных для традиционных научных подлодок.
Вместе с тем, человек может погружаться на этой машине глубже, чем в скафандре и тем более — в акваланге, и проводить на месте работ куда больше времени. В кабине поддерживается нормальное атмосферное давление и декомпрессии не требуется.
Малые размеры аппарата хороши ещё и тем, что его легко транспортировать на небольшом трейлере, а для спуска на воду может служить сравнительно небольшой кран, что сильно расширяет диапазон судов, с которых можно применять Deep Worker.
Его главный инструмент — две механические «руки», на которые можно устанавливать разнообразные «кисти». «Руки» эти превосходят в подвижности руки человека. Здесь применено псевдоконическое соединение звеньев манипулятора, дающее много степеней свободы. Для привода манипуляторов применена гидравлическая система, работающая на окружающей машину морской воде.
При этом по сравнению с известными аналогами в этой гидросистеме развиваются сравнительно небольшие давления, но прокачиваются большие объёмы воды. Благодаря этому, небольшие утечки из гидравлических контуров не сильно влияют на работоспособность системы.
Длина «рук» у машины может меняться в зависимости от задачи, а их конструкция предусматривает лёгкое и быстрое добавление дополнительных звеньев прямо на палубе «материнского» корабля.
Вся гидравлика в «руках» упрятана внутрь их гладких корпусов, так что за кораллы или какие-нибудь конструкции ничего не зацепится.
Подводная лодка была разработана так, чтобы сделать её управление настолько интуитивным, насколько возможно. Дабы пилот субмарины и рабочий/исследователь в одном лице мог бы посвятить внимание основной задаче.
Две педали этого аппарата качаются сразу в двух перпендикулярных направлениях каждая.
Благодаря этому пилот управляет всеми перемещениями подлодки с помощью одних только ног. Руки остаются свободными для управления манипуляторами и другими системами корабля. А также — для научных записей. Педаль под правой ногой отвечает за движение вперёд-назад и повороты. Левая педаль управляет движением по вертикали, а также движением боком. Это уникальное решение для подводных аппаратов.
Максимальную скорость в 4 узла машине обеспечивают четыре винта с электроприводом по 1 лошадиной силе каждый. Два из них поворачиваются и дают машине возможность двигаться по вертикали или смещаться боком, словно крабу.
Многими функциями аппарата пилот управляет простым прикосновением к чувствительному компьютерному дисплею. На случай отказа электроники предусмотрено механическое управление всеми жизненно важными системами подлодки.
На случай непредвиденных поломок здесь предусмотрено отсоединение тяжёлой рамы с кислотными аккумуляторами — кабина при этом взмывает вверх, как воздушный шарик.
Есть и связь с судном, которое во время работы постоянно излучает в воду «реперный» звуковой сигнал. Каждые две секунды акустический приёмопередатчик, установленный на Deep Worker, посылает сигналы на различных частотах. В них зашифрованы глубина и пространственное положение субмарины относительно судна.
Как сообщил «Известиям» высокопоставленный представитель ВМФ, до конца текущего года будет закуплено два канадских батискафа АРС-600, способных работать на глубине до 1,5 тыс. м. В 2016 и 2017 годах армия должна получить еще по одному такому комплексу.
— Они будут работать совместно с необитаемыми подводными аппаратами и смогут дополнять друг друга. Использоваться будут исключительно для проведения спасательных операций, — пояснил представитель военного ведомства.
Мобильные глубоководные комплексы АРС-600 создадут на основе аппаратов Deep Worker канадской компании Nuytco Research. Их приспособлением для нужд российской армии займется петербургское ООО «ДайвТехноСервис». Как отметил гендиректор этой фирмы Владимир Каганский, в итоге комплекс будет сильно отличается от оригинала.
— Мы получаем аппараты без оборудования и оснащаем их с учетом специфичных требований Минобороны, — рассказал Каганский.
По его словам, используемые сейчас в ВМФ обитаемые подводные аппараты весят по 40 т, поэтому для их подъема и спуска нужны дополнительные средства. АРС-600 в двухместной модификации весит чуть более 3 т и может использоваться с любого судна, где есть подходящий кран. Можно также транспортировать комплекс при помощи любого военного вертолета — в этом случае аппарат просто сбрасывается в море. На глубине он будет проводить осмотр аварийного объекта, передавая изображение с гидролокатора и камер высокого разрешения на поверхность в течение восьми часов. Техника такого класса поступит на российский флот впервые, пояснил Владимир Каганский.
Кроме спасательных, АРС-600 можно задействовать в контртеррористических операциях, в работах с затонувшими боевыми кораблями и самолетами. Гидролокатор аппарата дает возможность обнаруживать взрывные устройства.
— Взрывчатки в море много, до сих пор остаются затонувшие корабли, перевозившие боезапас. Многие из них уничтожались в районах судоходных трасс. Во время учений часто происходит утеря торпедного и минного оружия, в море падают авиационные бомбы, — рассказывает капитан третьего ранга в запасе Андрей Николаев. Эксперт также отметил, что необитаемые подводные аппараты уступают обитаемым в точности получаемых данных и возможностях оперативного реагирования на изменение ситуации.
Трехмерное изображение, полученное с гидролокатора, выглядит весьма условно — как пояснили на предприятии, только натренированный человек сможет распознать, что именно находится в области обследования. По словам Владимира Каганского, четыре специалиста ВМФ прошли обучение по использованию аппарата в ЦНИИ имени Крылова. Теперь они могут обучать других сотрудников.
Андрей Николаев полагает, что аппарат комплекса АРС-600 еще предстоит испробовать на палубе корабля — без этого сложно в полной мере оценить эффективность его использования.
— Хотя общее отношение к этим аппаратам — как к игрушке, это надежное и интересное устройство. Но на вооружение его примут только после испытаний в составе корабельных комплексов, — отметил Андрей Николаев.
Стоимость одного комплекса АРС-600, согласно документам по развитию ВМФ (имеются у «Известий»), — около 310 млн рублей. Уже готово два аппарата — одноместной и двухместной модификации, рассказывает Каганский. По его словам, один из них обеспечивал безопасность погружения президента Владимира Путина в Финский залив прошлым летом.
— Такие аппараты есть у англичан, у голландцев. Обычно в этих странах они не стоят на вооружении, а привлекаются для проведения операций, — сказал Юрий Горев, представитель компании «Тетис Про».
Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров отметил, что зарубежная техника понадобилась для того, чтобы впоследствии строить такие аппараты в России.
— Например, мы закупаем вертолетоносцы «Мистраль» ради тех технологий, которые там заложены, чтобы их освоить и строить аналоги у себя. То же и здесь — посмотреть, изучить, сравнить и перенять опыт, — считает он.
Представитель «ДайвТехноСервис» подтвердил, что существует возможность освоить производство такого подводного аппарата в России.
— В перспективе, я думаю, это реально — открыть производство по лицензии в России, — отметил Каганский.
Компания Nuytco Research из Ванкувера строит необычные подводные аппараты под прозаическим названием «Глубоководный рабочий» (Deep Worker).
Необычность их в том, что эти машины по размерам, кругу решаемых задач и своим способностям занимают промежуточное положение между жёсткими скафандрами для водолазных работ и двух— трёхместными исследовательскими глубоководными аппаратами, подобными американскому Alvin или российскому «Миру».
Инженеры компании, разработавшие Deep Worker в 1990-х годах, полагают, что их детище удачно совмещает достоинства тех и других видов подводной техники, и в то же время нивелирует их недостатки.
Возможно, что авторам субмарины действительно удалось нащупать «золотую середину». Канадские машины активно используют американские учёные и, как ни странно, специалисты NASA.
В воздухе робот весит 1,3 тонны, если в корпусе использован по большей части алюминий; и 1,75 тонны, если основной материал — сталь.
Компания-производитель предлагает своим клиентам выбор между более тяжёлой, но сравнительно недорогой, стальной субмариной и алюминиевым её аналогом, который, соответственно, дороже. Во всём остальном — это совершенно одинаковые подлодки.
Рабочая глубина Deep Worker составляет внушительные для такого небольшого аппарата 600 метров. Полезный груз — 114 килограммов (это, главным образом, сам пилот).
Системы жизнеобеспечения рассчитаны на 106 часов, так что в случае чего — есть шанс дождаться помощи. Впрочем, о безопасности скажем чуть ниже.
Аппарат полностью автономен. Благодаря малым размерам, он может использоваться для научных исследований или подводных работ (ремонтных и тому подобных) в местах, недоступных для традиционных научных подлодок.
Вместе с тем, человек может погружаться на этой машине глубже, чем в скафандре и тем более — в акваланге, и проводить на месте работ куда больше времени. В кабине поддерживается нормальное атмосферное давление и декомпрессии не требуется.
Малые размеры аппарата хороши ещё и тем, что его легко транспортировать на небольшом трейлере, а для спуска на воду может служить сравнительно небольшой кран, что сильно расширяет диапазон судов, с которых можно применять Deep Worker.
Его главный инструмент — две механические «руки», на которые можно устанавливать разнообразные «кисти». «Руки» эти превосходят в подвижности руки человека. Здесь применено псевдоконическое соединение звеньев манипулятора, дающее много степеней свободы. Для привода манипуляторов применена гидравлическая система, работающая на окружающей машину морской воде.
При этом по сравнению с известными аналогами в этой гидросистеме развиваются сравнительно небольшие давления, но прокачиваются большие объёмы воды. Благодаря этому, небольшие утечки из гидравлических контуров не сильно влияют на работоспособность системы.
Длина «рук» у машины может меняться в зависимости от задачи, а их конструкция предусматривает лёгкое и быстрое добавление дополнительных звеньев прямо на палубе «материнского» корабля.
Вся гидравлика в «руках» упрятана внутрь их гладких корпусов, так что за кораллы или какие-нибудь конструкции ничего не зацепится.
Подводная лодка была разработана так, чтобы сделать её управление настолько интуитивным, насколько возможно. Дабы пилот субмарины и рабочий/исследователь в одном лице мог бы посвятить внимание основной задаче.
Две педали этого аппарата качаются сразу в двух перпендикулярных направлениях каждая.
Благодаря этому пилот управляет всеми перемещениями подлодки с помощью одних только ног. Руки остаются свободными для управления манипуляторами и другими системами корабля. А также — для научных записей. Педаль под правой ногой отвечает за движение вперёд-назад и повороты. Левая педаль управляет движением по вертикали, а также движением боком. Это уникальное решение для подводных аппаратов.
Максимальную скорость в 4 узла машине обеспечивают четыре винта с электроприводом по 1 лошадиной силе каждый. Два из них поворачиваются и дают машине возможность двигаться по вертикали или смещаться боком, словно крабу.
Многими функциями аппарата пилот управляет простым прикосновением к чувствительному компьютерному дисплею. На случай отказа электроники предусмотрено механическое управление всеми жизненно важными системами подлодки.
На случай непредвиденных поломок здесь предусмотрено отсоединение тяжёлой рамы с кислотными аккумуляторами — кабина при этом взмывает вверх, как воздушный шарик.
Есть и связь с судном, которое во время работы постоянно излучает в воду «реперный» звуковой сигнал. Каждые две секунды акустический приёмопередатчик, установленный на Deep Worker, посылает сигналы на различных частотах. В них зашифрованы глубина и пространственное положение субмарины относительно судна.
1 748
1
Информация
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.
Редкие кадры со всего мира, на которые будет любопытно взглянуть
1 539
0
Интересный фотоотчет о том, как собирают поддельные смартфоны iPhone. Будьте бдительны, покупая себе такие «игрушки».
14 487
4
Попробуйте догадаться, для чего нужно это приспособление?
1 829
2