Очень большая коллекция
В его коллекции более 4000 автомобилей послевоенного периода. Массовые, штучные, изготовленные по заказу всего в нескольких экземплярах. Сколько стоит обладание моделью своей мечты, как переоборудовать комнату под многоярусный гараж и как самому стать автопроизводителем?
Обо всем этом, а также о белом металле, который ценнее золота, о китайской эпоксидке и о расходе первого автомобиля с впрыском топлива Supercar (SC) поговорил с Владимиром Кривошеевым (ВК), обладателем одной из самых роскошных коллекций моделей автомобилей в масштабе 1:43.
SC: Владимир, а вы помните наизусть все свои автомобили? И какой был самым первым?
ВК: Помню, но учет веду. Вот, например, у меня есть список, в нем 295 фирм, большинство по одной модели, но есть, скажем, Ford — 200 с лишним машин, причем я учитываю и филиалы: английский, французский, австралийский как одну компанию.
Двухэтажный автобус был первым, он у меня стоит в Москве на полке. Начал я собирать еще со школы, значит, лет сорок назад. Corgi Toys, Matchbox, саратовские "Москвичи" еще с металлическим днищем и номером на нем.
В начале 80-х продавалась книжка про модели крупнейшего японского коллекционера. Стоила она восемь рублей и была дефицитом. Там были и довоенные Dinky Toys, и послевоенные, без салона и стекол; первые Matchbox, ранние Corgi Toys с точеными колесами. Для нас это был недостижимый идеал.
SC: У вас самая большая коллекция или есть больше?
ВК: Я же для себя собираю, на свои скромные средства. В год моя коллекция прирастает на 100-150 штук в лучшие годы сейчас 60-70. И она не самая большая, есть и поболее. У тех, скажем так, "новых русских", которые приходили в магазин в начале девяностых и скупали "от сих до сих". Хозяин доволен, хоть и коллекция получалась без понимания.
А у меня все по порядку, вот британские марки Austin, Humber, Lanchester, английский Ford, Aston Martin, Bristol, Bedford, Singer, Riley…
SC: Надо же, Bristol делают.
ВК: Bristol много кто делает, у меня вон пять штук стоит. Например, старая английская фирма Pathfinder — из белого металла.
ВК: А это первая моя самоделка — Amphicar 770, единственная в мире серийная амфибия гражданского назначения, выпускалась четыре года, с 1961-го по 1965-й. Много таких ушло в Штаты в качестве машины для рыбалки. Модель из эпоксидки, довольно подробная, видите: винты под днищем. Сделали штук триста, часть в виде китов (комплекты для сборки — Supercar.ru). Сейчас такую же модель делают и Minichamps и Neo. Создается ощущение, что последняя скопировала свою модель с моей.
SC: Самоделка — то есть сами делаете?
ВК: Нет, не сам. Собираю материалы, ищу изготовителя, потом кого-то платежеспособного, например, магазин по продаже моделей. Заводские чертежи практически не найти, зато, как правило, есть профильные фотографии, по ним определяем размеры.
Главное, чтобы точно в срок все было сделано и в надлежащем качестве. Качество детализации, цвет — все это оговаривается с заказчиком. Важно, чтобы макетчик был хороший. Собранную и покрашенную модель присылают мне для контроля. Я или делаю какие-то замечания, или даю добро на производство. Тираж может быть любым, хоть пятьдесят, хоть пятьсот экземпляров.
ВК: Вот по моему заказу была интересная машина сделана. Это Studebaker Wagonaire Daytona 1964 года, причем часть моделей изготовили с закрытой крышей, часть — с раздвинутой. Материал — эпоксидка и металл, мелкие детали — это фототравление. Кстати, мне удалось в свое время достать фирменный проспект фирмы DuPont с цветами кузовов Студебекеров.
SC: Какой бюджет изготовления?
ВК: Мастер-модель стоит в пределах 400 евро. А моделька, как вот эта Zundapp Janus, к примеру — 50-60 евро. Фирма Bizarre его начала делать массово — и цена упала до 40 евро. Но у их модели неправильная задняя дверь, у настоящей машины обе должны были быть одинаковыми и взаимозаменяемыми для удешевления производства.
ВК: Кстати, я последние свои модели заказывал уже не в Украине, а в Германии. Фирма Tin Wizzard — у них есть свое производство, плюс они еще и продают машинки. Вообще, это геморройное дело просто ужас. Меня постоянно кидали со сроками. Это отдельная песня. К тому же народ не может не ловчить. Например, сложно проконтролировать, сколько машин сделано и сколько уйдет налево. Что, например, произошло с Мерседесом 320 с кузовом Wendler, который похож на Alfa Romeo. Вот микрокары типа Maico или Gutbrod Superior — ну кому их продадут? А в случае с Мерседесом — можно еще полтиража наклепать и кому-то втюхать. Кстати, о Gutbrod Superior. Это первый впрысковый серийный немецкий автомобиль — двухцилиндровый двухтактный моторчик, бошевская аппаратура. Появился на три года раньше Мерседеса.
SC: Интересно, а сколько он расходовал?
ВК: Сейчас посмотрим, у меня есть книга. Вот, пожалуйста: 5,8 литра смеси бензина и масла.
SC: Эти тиражи по 50-100 моделей какую-нибудь прибыль приносят?
ВК: Небольшую, по крайней мере, я могу увеличивать коллекцию. Особенно, конечно, не накопишь.
SC: А что является, скажем так, гвоздем коллекции?
ВК: Ой, не знаю. Но с другой стороны, я могу сделать любую выставку: хоть по бразильским машинам, хоть по австралийским.
SC: А самая редкая машина в колекции?
ВК: Наверное, вот эта аргентинская IKA Bergantin, она сделана в одном экземпляре по моему заказу. IKA — это был филиал американской фирмы Kaiser. Там, например, долгое время производился последний Kaiser Manhattan, в Аргентине он назывался IKA Carabella. У меня эта модель тоже есть, включая очень редкую версию такси, которая была сделана для одного американского модельного магазина очень небольшим тиражом. А в конце 50-х аргентинцы купили линию для производства Alfa Romeo 1900. По сути, IKA Bergantin — это Альфа, но с измененным передком и движком от легкового Willys. Машинка простенькая, мне ее переделали из Alfa Romeo 1900 производства Brumm. Может, в Аргентине кто и сделал эту модель, но у меня данных таких нет.
SC: Какую модель вы хотели бы сделать в первую очередь?
ВК: Да много чего хотел бы сделать. Послевоенную Isotta Fraschini Monterossa 8С, например. Действительно вещь, было четыре машины с разными кузовами, и в серию они не пошли. Проектов много, правда, часть моделей уже кто-то выпустил.
SC: Какие современные тенденции у производителей масштабных моделей? Каким моделям отдают предпочтение?
ВК: Да что угодно делают. Начали закрывать белые пятна: 50-е, 60-е, 70-е года. Фирма такая была англо-американская: Arnolt MG. Ходовая часть MG, кузов сделан в Италии, а продавались машины в США. Раньше о такой модели можно было только мечтать, а сейчас ее делают.
SC: Какие-нибудь ноу-хау появились в процессе производства? 3D-принтеры, например?
ВК: Нет, в основном по старинке делают. Только некоторые используют 3D-принтеры.
ВК: Вот Bristol 400, чувствуете, какой тяжелый? Это белый металл, его можно плавить при температуре буквально 300 градусов, можно чуть ли не на кухне разливать в формы. Это технология для мелких фирм и небольших тиражей.
Вот возрожденный Stutz 70-х, один из моих любимых автомобилей. Это силумин, промышленное производство. Тиражи большие, и модели получаются дешевле. Но температура требуется выше, и никакой пайке этот материал не поддается. Если что погнулось, не исправишь.
А вот Maico, украинское производство, это уже гальваника. Внутри такой кузов весь в пупырышках. Кстати, при изготовлении выходит большое количество брака, приходится шлифовать, шпатлевать.
ВК: Есть еще кузова из эпоксидки, сейчас цены на такие модели снизились — многие компании стали переводить производство в Китай. Есть такой редкий американский суперкар Vector, делали эту машинку в виде кита французская фирма Provence Moulage. Тираж большой, несколько сотен, но разлетелся быстро. А четыре года назад эту модель изготовила фирма Spark, собранную и по цене кита. Потому что производство перенесли в Китай, вот она и подешевела.
SC: А где лучше покупать модели, книги? В Европе?
ВК: Модели лучше на континенте. В Англии они, правда, дороже. Если знать места, то можно найти много интересного. У каждого магазина складывается определенная клиентура, под которую владелец подстраивает ассортимент. Например, в подвальном магазинчике в Греции я нашел вполне приличный выбор моделей.
Что-то интересное можно найти на биржах, которые проводятся по выходным: арендуется большой зал, в котором ставят столы с моделями, иногда две сотни столов. Посетители в основном не меняются машинками, а продают и покупают. Можно торговаться, да и цены дешевле.
В Париже и Милане есть отличные магазины автомобильной литературы.
SC: Вот представим, что человек прочитал наш материал или увидел модельки машин в интернете, киоске, магазине и решил коллекционировать. С чего ему следует начинать?
ВК: Пусть зайдет в магазин и купит понравившуюся ему модель. А дальше — сам развивается, книжки умные покупает по истории автомобиля. Начинающему коллекционеру нужно определиться, что он хочет собирать, машины какой страны, периода, масштаба. Например, модельный ряд какого-то одного года. Америка 40-х годов — одно дело, 50-х — другое. Лет на 20 занятия хватит. Кто-то будет собирать швейцарские машины: Sbarro, Felber, Monteverdi, можно бразильские.
Бельгийцев сложно собирать послевоенных, их мало кто делает. Не могу найти военный внедорожник Минерва, который делали по лицензии Land Rover. Модель выпустили маленьким тиражом в Бельгии, чтобы найти, придется, наверное, туда ехать.
Японцев тоже собирать сложно, они все выборочно делают. У них есть фирма Ebbro, она выпускает либо машины 60-х годов, либо современные.
SC: А если по почте заказать модель?
ВК: Не советую. Иногда посылка приходит в ужасном состоянии: бампер сломан и стойки поломаны. Ладно, дешевая машина, а то редкий экземпляр за 150-200 долларов. И главное, продавец клянется, что все было нормально.
Обо всем этом, а также о белом металле, который ценнее золота, о китайской эпоксидке и о расходе первого автомобиля с впрыском топлива Supercar (SC) поговорил с Владимиром Кривошеевым (ВК), обладателем одной из самых роскошных коллекций моделей автомобилей в масштабе 1:43.
SC: Владимир, а вы помните наизусть все свои автомобили? И какой был самым первым?
ВК: Помню, но учет веду. Вот, например, у меня есть список, в нем 295 фирм, большинство по одной модели, но есть, скажем, Ford — 200 с лишним машин, причем я учитываю и филиалы: английский, французский, австралийский как одну компанию.
Двухэтажный автобус был первым, он у меня стоит в Москве на полке. Начал я собирать еще со школы, значит, лет сорок назад. Corgi Toys, Matchbox, саратовские "Москвичи" еще с металлическим днищем и номером на нем.
В начале 80-х продавалась книжка про модели крупнейшего японского коллекционера. Стоила она восемь рублей и была дефицитом. Там были и довоенные Dinky Toys, и послевоенные, без салона и стекол; первые Matchbox, ранние Corgi Toys с точеными колесами. Для нас это был недостижимый идеал.
SC: У вас самая большая коллекция или есть больше?
ВК: Я же для себя собираю, на свои скромные средства. В год моя коллекция прирастает на 100-150 штук в лучшие годы сейчас 60-70. И она не самая большая, есть и поболее. У тех, скажем так, "новых русских", которые приходили в магазин в начале девяностых и скупали "от сих до сих". Хозяин доволен, хоть и коллекция получалась без понимания.
А у меня все по порядку, вот британские марки Austin, Humber, Lanchester, английский Ford, Aston Martin, Bristol, Bedford, Singer, Riley…
SC: Надо же, Bristol делают.
ВК: Bristol много кто делает, у меня вон пять штук стоит. Например, старая английская фирма Pathfinder — из белого металла.
ВК: А это первая моя самоделка — Amphicar 770, единственная в мире серийная амфибия гражданского назначения, выпускалась четыре года, с 1961-го по 1965-й. Много таких ушло в Штаты в качестве машины для рыбалки. Модель из эпоксидки, довольно подробная, видите: винты под днищем. Сделали штук триста, часть в виде китов (комплекты для сборки — Supercar.ru). Сейчас такую же модель делают и Minichamps и Neo. Создается ощущение, что последняя скопировала свою модель с моей.
SC: Самоделка — то есть сами делаете?
ВК: Нет, не сам. Собираю материалы, ищу изготовителя, потом кого-то платежеспособного, например, магазин по продаже моделей. Заводские чертежи практически не найти, зато, как правило, есть профильные фотографии, по ним определяем размеры.
Главное, чтобы точно в срок все было сделано и в надлежащем качестве. Качество детализации, цвет — все это оговаривается с заказчиком. Важно, чтобы макетчик был хороший. Собранную и покрашенную модель присылают мне для контроля. Я или делаю какие-то замечания, или даю добро на производство. Тираж может быть любым, хоть пятьдесят, хоть пятьсот экземпляров.
ВК: Вот по моему заказу была интересная машина сделана. Это Studebaker Wagonaire Daytona 1964 года, причем часть моделей изготовили с закрытой крышей, часть — с раздвинутой. Материал — эпоксидка и металл, мелкие детали — это фототравление. Кстати, мне удалось в свое время достать фирменный проспект фирмы DuPont с цветами кузовов Студебекеров.
SC: Какой бюджет изготовления?
ВК: Мастер-модель стоит в пределах 400 евро. А моделька, как вот эта Zundapp Janus, к примеру — 50-60 евро. Фирма Bizarre его начала делать массово — и цена упала до 40 евро. Но у их модели неправильная задняя дверь, у настоящей машины обе должны были быть одинаковыми и взаимозаменяемыми для удешевления производства.
ВК: Кстати, я последние свои модели заказывал уже не в Украине, а в Германии. Фирма Tin Wizzard — у них есть свое производство, плюс они еще и продают машинки. Вообще, это геморройное дело просто ужас. Меня постоянно кидали со сроками. Это отдельная песня. К тому же народ не может не ловчить. Например, сложно проконтролировать, сколько машин сделано и сколько уйдет налево. Что, например, произошло с Мерседесом 320 с кузовом Wendler, который похож на Alfa Romeo. Вот микрокары типа Maico или Gutbrod Superior — ну кому их продадут? А в случае с Мерседесом — можно еще полтиража наклепать и кому-то втюхать. Кстати, о Gutbrod Superior. Это первый впрысковый серийный немецкий автомобиль — двухцилиндровый двухтактный моторчик, бошевская аппаратура. Появился на три года раньше Мерседеса.
SC: Интересно, а сколько он расходовал?
ВК: Сейчас посмотрим, у меня есть книга. Вот, пожалуйста: 5,8 литра смеси бензина и масла.
SC: Эти тиражи по 50-100 моделей какую-нибудь прибыль приносят?
ВК: Небольшую, по крайней мере, я могу увеличивать коллекцию. Особенно, конечно, не накопишь.
SC: А что является, скажем так, гвоздем коллекции?
ВК: Ой, не знаю. Но с другой стороны, я могу сделать любую выставку: хоть по бразильским машинам, хоть по австралийским.
SC: А самая редкая машина в колекции?
ВК: Наверное, вот эта аргентинская IKA Bergantin, она сделана в одном экземпляре по моему заказу. IKA — это был филиал американской фирмы Kaiser. Там, например, долгое время производился последний Kaiser Manhattan, в Аргентине он назывался IKA Carabella. У меня эта модель тоже есть, включая очень редкую версию такси, которая была сделана для одного американского модельного магазина очень небольшим тиражом. А в конце 50-х аргентинцы купили линию для производства Alfa Romeo 1900. По сути, IKA Bergantin — это Альфа, но с измененным передком и движком от легкового Willys. Машинка простенькая, мне ее переделали из Alfa Romeo 1900 производства Brumm. Может, в Аргентине кто и сделал эту модель, но у меня данных таких нет.
SC: Какую модель вы хотели бы сделать в первую очередь?
ВК: Да много чего хотел бы сделать. Послевоенную Isotta Fraschini Monterossa 8С, например. Действительно вещь, было четыре машины с разными кузовами, и в серию они не пошли. Проектов много, правда, часть моделей уже кто-то выпустил.
SC: Какие современные тенденции у производителей масштабных моделей? Каким моделям отдают предпочтение?
ВК: Да что угодно делают. Начали закрывать белые пятна: 50-е, 60-е, 70-е года. Фирма такая была англо-американская: Arnolt MG. Ходовая часть MG, кузов сделан в Италии, а продавались машины в США. Раньше о такой модели можно было только мечтать, а сейчас ее делают.
SC: Какие-нибудь ноу-хау появились в процессе производства? 3D-принтеры, например?
ВК: Нет, в основном по старинке делают. Только некоторые используют 3D-принтеры.
ВК: Вот Bristol 400, чувствуете, какой тяжелый? Это белый металл, его можно плавить при температуре буквально 300 градусов, можно чуть ли не на кухне разливать в формы. Это технология для мелких фирм и небольших тиражей.
Вот возрожденный Stutz 70-х, один из моих любимых автомобилей. Это силумин, промышленное производство. Тиражи большие, и модели получаются дешевле. Но температура требуется выше, и никакой пайке этот материал не поддается. Если что погнулось, не исправишь.
А вот Maico, украинское производство, это уже гальваника. Внутри такой кузов весь в пупырышках. Кстати, при изготовлении выходит большое количество брака, приходится шлифовать, шпатлевать.
ВК: Есть еще кузова из эпоксидки, сейчас цены на такие модели снизились — многие компании стали переводить производство в Китай. Есть такой редкий американский суперкар Vector, делали эту машинку в виде кита французская фирма Provence Moulage. Тираж большой, несколько сотен, но разлетелся быстро. А четыре года назад эту модель изготовила фирма Spark, собранную и по цене кита. Потому что производство перенесли в Китай, вот она и подешевела.
SC: А где лучше покупать модели, книги? В Европе?
ВК: Модели лучше на континенте. В Англии они, правда, дороже. Если знать места, то можно найти много интересного. У каждого магазина складывается определенная клиентура, под которую владелец подстраивает ассортимент. Например, в подвальном магазинчике в Греции я нашел вполне приличный выбор моделей.
Что-то интересное можно найти на биржах, которые проводятся по выходным: арендуется большой зал, в котором ставят столы с моделями, иногда две сотни столов. Посетители в основном не меняются машинками, а продают и покупают. Можно торговаться, да и цены дешевле.
В Париже и Милане есть отличные магазины автомобильной литературы.
SC: Вот представим, что человек прочитал наш материал или увидел модельки машин в интернете, киоске, магазине и решил коллекционировать. С чего ему следует начинать?
ВК: Пусть зайдет в магазин и купит понравившуюся ему модель. А дальше — сам развивается, книжки умные покупает по истории автомобиля. Начинающему коллекционеру нужно определиться, что он хочет собирать, машины какой страны, периода, масштаба. Например, модельный ряд какого-то одного года. Америка 40-х годов — одно дело, 50-х — другое. Лет на 20 занятия хватит. Кто-то будет собирать швейцарские машины: Sbarro, Felber, Monteverdi, можно бразильские.
Бельгийцев сложно собирать послевоенных, их мало кто делает. Не могу найти военный внедорожник Минерва, который делали по лицензии Land Rover. Модель выпустили маленьким тиражом в Бельгии, чтобы найти, придется, наверное, туда ехать.
Японцев тоже собирать сложно, они все выборочно делают. У них есть фирма Ebbro, она выпускает либо машины 60-х годов, либо современные.
SC: А если по почте заказать модель?
ВК: Не советую. Иногда посылка приходит в ужасном состоянии: бампер сломан и стойки поломаны. Ладно, дешевая машина, а то редкий экземпляр за 150-200 долларов. И главное, продавец клянется, что все было нормально.
1 635
0
Информация
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.
Интересно, куда смотрят родители?
24 719
12
В Китае сын высокопоставленного чиновника отомстил девушке за то, что та посмела отвергнуть его ухаживания. История развивалась по классическому сюжету. Чжоу Янь была родом из бедной семьи. Ее одноклассник, Тао Рукунь, сын главного архитектора города Хефэй, оказывал Чжоу знаки внимания. Девушка отважилась на первое свидание с ухажером сразу же после уроков в школе.
6 088
0