Какими были первые троллейбусы Ленинграда
В довоенном Ленинграде троллейбус считался транспортом повышенной комфортности – он стоил дороговато, но горожане были готовы за него платить. Даже несмотря на то, что однажды поездка в троллейбусе обернулась для пассажиров катастрофой, унесшей 13 жизней. Удобные и вместительные машины, не требующие бензина, работали в городе даже в блокаду. Их даже хотели пустить по Ладоге и это было вполне осуществимо…
У этих машин был целый ряд недостатков и, прежде всего – несущие деревянные элементы. В результате в ненастную погоду (особенно в дождливом Ленинграде) происходила утечка тока на корпус машины. Кроме того, у ЛК не было стеклоочистителей и его салон не отапливался, что для северной столицы опять же было немаловажным. На смену ЛК-1 пришли более новые модели «кагановичей»: во второй половине 1930-х годов в Ленинграде эксплуатировалось семь троллейбусов ЛК-5 и один – ЛК-3. Впрочем, с этими моделями связана одна драматическая история, после которой ЛК вывели из эксплуатации, и они на долгое время были практически забыты.Один из первых троллейбусов в Ленинграде. Это случилось 26 декабря 1937 года. У ЛК-5, который вёз пассажиров от Финляндского вокзала по набережной Фонтанки, лопнуло переднее колесо. Троллейбус развернуло и он упал в воду. Трагедия унесла 13 жизней.
Реакция советских властей последовала незамедлительно: той же ночью арестовали начальника Троллейбусной службы, главного инженера троллейбусного парка и многих других сотрудников, которых следственные органы посчитали в той или иной степени виновными в страшном ЧП. Всех их приговорили к расстрелу. Что же касается троллейбусов ЛК, то после этого инцидента их признали опасными, и больше на маршрут они не выходили.
В городе стали использовать только троллейбусы марки ЯТБ (ярославского производства). Именно ЯТБ-1 открывали троллейбусное движение в Ленинграде в далеком 1936-м. Кстати, в отличие от ЛК, они были более округлыми по форме и в целом более удобными. Впрочем, хотя эти троллейбусы и были снаружи покрыты сталью, каркас все-таки оставался деревянным. Электрическая аппаратура также, как и у ЛК, была плохо защищена от проникновения воды, поэтому ЯТБ часто ломались.
Согласно воспоминаниям очевидцев, особо «закатавшихся» пассажиров, наматывающих по несколько кругов, выпроваживали из салона милиционеры, объясняя, что, мол, они здесь не одни и остальным тоже нужно прокатиться. С 1937 года троллейбусы стали возить ленинградцев и гостей города даже по ночам – теперь транспорт ходил до половины четвертого и при этом довольно часто. Несмотря на ряд недостатков ЯТБ, в северной столице их использовали вплоть до конца 1960-х.
С помощью все тех же трамваев «рогатые» машины были перевезены с городских улиц в так называемые места консервации (автотранспорт для этих целей не использовали, поскольку не было бензина). Буксировка происходила так: одна троллейбусная штанга («плюс») соединялась с трамвайным токоприёмником, а вторая («минус») – с корпусом, после чего две машины ехали рядом.Буксировка троллейбуса в парк. Ленинград, 1942 год. Перед следующим зимним сезоном троллейбусы все-таки решили пустить – правда, не по городским улицам, а по замерзшей Ладоге. Их хотели использовать вместо грузовиков для доставки в Ленинград необходимых боеприпасов, продуктов, а также для эвакуации горожан. Расчеты инженеров показали, что идея вполне осуществима. Однако зима выдалась не такой морозной, лед мог не выдержать большого веса, и власти решили не рисковать. Кроме того, в середине января 1943-го советские войска блокаду прорвали.
Чудо техники поначалу было не очень надежным
Первые в мире троллейбусы появились 1882-м одновременно на территории двух городов Германии. Одна линия была запущена между Берлином и прилегающим к нему городком Шпандау. Вторую проложили в Кёнигштайне недалеко от Дрездена, в так называемой Саксонской Швейцарии.Так выглядел троллейбус, разработанный инженером-электриком Вернером фон Сименсом и запущенный в пригороде Берлина. А вот в СССР пассажирские троллейбусы пустили только в 1933 году – сначала в Москве, а потом и в других крупных городах. Первые троллейбусы имели аббревиатуру «ЛК», что расшифровывалось как «Лазарь Каганович».У этих машин был целый ряд недостатков и, прежде всего – несущие деревянные элементы. В результате в ненастную погоду (особенно в дождливом Ленинграде) происходила утечка тока на корпус машины. Кроме того, у ЛК не было стеклоочистителей и его салон не отапливался, что для северной столицы опять же было немаловажным. На смену ЛК-1 пришли более новые модели «кагановичей»: во второй половине 1930-х годов в Ленинграде эксплуатировалось семь троллейбусов ЛК-5 и один – ЛК-3. Впрочем, с этими моделями связана одна драматическая история, после которой ЛК вывели из эксплуатации, и они на долгое время были практически забыты.Один из первых троллейбусов в Ленинграде. Это случилось 26 декабря 1937 года. У ЛК-5, который вёз пассажиров от Финляндского вокзала по набережной Фонтанки, лопнуло переднее колесо. Троллейбус развернуло и он упал в воду. Трагедия унесла 13 жизней.
Реакция советских властей последовала незамедлительно: той же ночью арестовали начальника Троллейбусной службы, главного инженера троллейбусного парка и многих других сотрудников, которых следственные органы посчитали в той или иной степени виновными в страшном ЧП. Всех их приговорили к расстрелу. Что же касается троллейбусов ЛК, то после этого инцидента их признали опасными, и больше на маршрут они не выходили.
В городе стали использовать только троллейбусы марки ЯТБ (ярославского производства). Именно ЯТБ-1 открывали троллейбусное движение в Ленинграде в далеком 1936-м. Кстати, в отличие от ЛК, они были более округлыми по форме и в целом более удобными. Впрочем, хотя эти троллейбусы и были снаружи покрыты сталью, каркас все-таки оставался деревянным. Электрическая аппаратура также, как и у ЛК, была плохо защищена от проникновения воды, поэтому ЯТБ часто ломались.
Увлекательный аттракцион
Для ленинградцев 1930-х годов прокатиться на троллейбусе считалось шиком, он воспринимался как транспорт повышенной комфортности, ведь у него были мягкие сиденья, занавески на окнах. Кроме того, он был рассчитан на определенное число мест, а значит, салон был не так сильно забит пассажирами, как в трамвае.Понятно, что за комфорт нужно было платить: если проезд в трамвае по тем временам стоил 15 копеек, причем вне зависимости от протяженности пути, то на троллейбусном маршруте каждая зона стоила 20 копеек. Тем не менее, от пассажиров не было отбоя – ленинградцы готовы были серьезно переплачивать ради того, чтобы прокатиться на таком красивом и удобном транспорте. Многие воспринимали его как аттракцион – в троллейбусе папы и мамы в качестве развлечения катали детей, а юноши – своих девушек.Согласно воспоминаниям очевидцев, особо «закатавшихся» пассажиров, наматывающих по несколько кругов, выпроваживали из салона милиционеры, объясняя, что, мол, они здесь не одни и остальным тоже нужно прокатиться. С 1937 года троллейбусы стали возить ленинградцев и гостей города даже по ночам – теперь транспорт ходил до половины четвертого и при этом довольно часто. Несмотря на ряд недостатков ЯТБ, в северной столице их использовали вплоть до конца 1960-х.
Троллейбусы в блокаду
В 1941-м, когда грянула война, троллейбусы продолжали выходить на маршруты. Их движение не прекратилось и в блокаду. Обстрелы, обрывы электросети, снежные заносы, сильный мороз – в таких сложнейших условиях трудились транспортники. Движение на троллейбусных линиях прекратилось только в конце 1941 года – причиной стали перебои с электроэнергией и сложнейшие погодные условия.Вереницы застывших на улицах Ленинграда троллейбусов, а также трамваев (они тоже перестали ходить) – обледеневших и занесенных снегом – придавали городу, в котором беспрерывно умирали люди, еще более жуткий вид. В середине апреля 1942-го в блокадном Ленинграде возобновилось движение трамваев. А вот запускать троллейбусы власти посчитали нецелесообразным.С помощью все тех же трамваев «рогатые» машины были перевезены с городских улиц в так называемые места консервации (автотранспорт для этих целей не использовали, поскольку не было бензина). Буксировка происходила так: одна троллейбусная штанга («плюс») соединялась с трамвайным токоприёмником, а вторая («минус») – с корпусом, после чего две машины ехали рядом.Буксировка троллейбуса в парк. Ленинград, 1942 год. Перед следующим зимним сезоном троллейбусы все-таки решили пустить – правда, не по городским улицам, а по замерзшей Ладоге. Их хотели использовать вместо грузовиков для доставки в Ленинград необходимых боеприпасов, продуктов, а также для эвакуации горожан. Расчеты инженеров показали, что идея вполне осуществима. Однако зима выдалась не такой морозной, лед мог не выдержать большого веса, и власти решили не рисковать. Кроме того, в середине января 1943-го советские войска блокаду прорвали.
Возвращение на улицы Ленинграда
Первых пассажиров ленинградские троллейбусы приняли только в мае 1944-го, после почти 30-месячного перерыва. Процесс запуска выглядел очень торжественно: машины покрасили в красный цвет, да и сама троллейбусная сеть к этому времени была серьезно модернизирована.Запуск троллейбуса. В 1946 году к ЯКБ добавились более современные машины, изготовленные на Тушинском авиазаводе, которые в народе тут же прозвали «синие троллейбусы». Именно их увековечил в своем творчестве Булат Окуджава.Кстати, в послевоенные годы городские власти часто использовали и агитационные троллейбусы с информационными надписями и плакатами на бортах, а также с громкоговорителями. Они приезжали на наиболее аварийные в плане ДТП участки города, где с ленинградцами работали агитаторы: они напоминали горожанам о правилах дорожного движения и технике безопасности.
474
0
Информация
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.
Сейчас на рынке можно купить целый артиллерийский склад китайского производства - были бы деньги. А раньше - в советскую эпоху - кроме пистонов для железных пистолетов и хлопушек взорвать было нечего. Поэтому роль петард играла дворовая пиротехника, рецепты изготовления которой переходили из уст в уста.
3 855
1
Лучшие работы июня 2014 года.
977
0