Самые опасные инциденты с ядерным оружием в истории
Ядерное оружие - самое разрушительное из того, что когда-либо было изобретено человеком. Одна бомба может уничтожить крупный город, убить миллионы человек и поставить на колени целое государство. С момента первого использования - во Второй мировой войне против не желавшей сдаваться Японии, прошли десятилетия, и за это время этот вид вооружения только набирал силу, которая иногда достигала каких-то совершенно кошмарных значений. "Малыш", который поразил Хиросиму, имел мощность всего 15000 тонн в тротиловом эквиваленте, а у современной американской "B83" этот показатель достигает 1.2 мегатонны (1200000 тонн тротила), то есть она разрушительнее более чем в 80 раз.
И это совсем не всё, на что способно ядерное оружие. В 1961 году СССР взорвал "Царь-бомбу" мощностью 50 мегатонн. Это оружие могло стереть с лица земли небольшую страну или убить десятки миллионов людей, если бы было применено по крупному мегаполису вроде Лос-Анджелеса или Москвы. Эдвард Теллер, американский физик венгерского происхождения, был готов сконструировать 10-гигатонный заряд, то есть в 2000 раз мощнее "Царь-бомбы". Трудно представить, на что бы была способна эта штуковина. Разве что разнести вдребезги весь земной шар? К счастью, предложение Теллера сочли непрактичным и отправили в утиль.
Позже появились баллистические ядерные ракеты с разделяющимися боеголовками. Один такой боеприпас может уничтожить среднее по размерам государство. После его удара совершенно не обязательно вводить на территорию врага наземные силы – вслед за разрушением важнейших военных и гражданских объектов большинство первоначально уцелевших людей вымрут в результате социального коллапса. Это действительно очень грозное оружие, и страшно даже подумать, что будет, если где-то неподалёку сдетонирует ядерная бомба, пусть даже случайно и непреднамеренно. Тем не менее, инциденты с этим видом вооружений изредка происходят. Сегодня мы расскажет о самых серьёзных из тех, информация о которых стала достоянием общественности.
Топ-3 самых опасных инцидента с ядерными ракетами и бомбами
1. Британская Колумбия, 1950 год
14 февраля 1950 года бомбардировщик "Convair В-36" ВВС США поднялся в воздух с заданием нанести учебный ядерный удар по Советскому Союзу. Это было самое начало Холодной войны, и межконтинентальных баллистических ракет ещё не существовало - заряды могли быть доставлены на территорию противника только самолетами. Долететь до СССР можно было только через Арктику с её холодами, что осложняло задачу. Американские военные в ходе этих учений как раз и пытались проверить, насколько осуществим подобный удар.
После взлёта с авиабазы Эйлсон "B-36" должен был пролететь у берегов Аляски и Британской Колумбии, затем над штатами Вашингтон и Монтана, подняться на высоту 12000 метров и имитировать бомбометание над Сан-Франциско. В завершение миссии бомбардировщик должен был взять курс на Форт-Уэрт, штат Техас, и приземлиться там. Полёт должен был продлиться 24 часа, и для большей реалистичности на "B-36" погрузили атомную бомбу "Mark IV", в которой, правда, был только уран и 2.3 тонны обычной взрывчатки. Плутониевого ядра, обязательного для ядерного взрыва элемента, не было.
Очень сильный холод на авиабазе Эйлсон стал причиной технических трудностей уже на самой ранней стадии. После осмотра и инспекции бомбардировщик, тем не менее, был допущен к полёту, но через семь часов полёта экипаж заметил возгорание в трёх из шести двигателей самолёта. Естественно, их заглушили, и "B-36" продолжил полёт на трёх оставшихся. Их мощности, в конечном итоге, не хватило, и самолёт начал терять высоту. Экипаж решил покинуть бомбардировщик, так как понимал, что такой полёт не может продлиться долго.
Купаться в холодных водах северной части Тихого океана никому не хотелось, поэтому командир направил бомбардировщик вглубь континента. Атомная бомба была сброшена где-то над Внутренним проходом в Британской Колумбии (Канада), и взорвалась в воздухе. Из-за отсутствия плутониевого ядра взрыв получился не ядерным, но радиоактивное заражение местности, пусть и не слишком серьёзное, произошло. К счастью, это практически безлюдная территория, и сообщений о пострадавших в результате того инцидента не поступало.
2. Северная Дакота, 2007 год
Любые операции с ядерным оружием требуют самых серьёзных мер безопасности. Каждая из них, даже самая простая, регламентируется объемными руководствами, насчитывающими десятки и сотни страниц. Однако в 2007 году шесть ядерных крылатых ракет бесследно исчезли с места своего хранения и оказались на другом конце США.
29 августа 2007 года, в 8 часов утра, обслуживающий персонал авиабазы Майнот подготовил двенадцать крылатых ракет "AGM-129" для транспортировки на базу ВВС Барксдейл в Луизиане. Это был шестой из двенадцати полётов, в ходе каждого из которых 12 крылатых ракет с муляжами боеголовок должны были быть переправлены на хранение. Во время подготовки вооружения для последующей установки на бомбардировщик "B-52" эта группа военнослужащих почему-то решила воспользоваться не стандартной электронной системой опознавания ракет, а собственными органами чувств, в результате чего место шести из двенадцати пустышек заняли готовые к боевому применению ядерные боеголовки переменной мощности "W80-1". Как такое могло произойти? Лень, излишняя самоуверенность, желание сделать работу побыстрее...
Однако всё ещё можно было исправить во время последней, контрольной инспекции. И эта группа уже начала проводить её, когда прибыл персонал, отвечавший за установку ракет непосредственно на бомбардировщик. Немного раньше, чем полагалось. Наплевав на свои обязанности во второй раз, сборщики ракет позволили забрать не до конца проверенные крылатые ракеты, и те заняли свои места на внешних пилонах бомбардировщика приблизительно в 09:25 по местному времени. В течение следующих 23 часов ядерное оружие оставалось без непосредственной охраны на стоянке авиабазы Майнот.
На следующее утро к бомбардировщику подошёл один из его пилотов. Он внимательно осмотрел шесть ракет, подвешенных к правому крылу. Здесь, как и положено, были учебные боеголовки. Решив, что всё в порядке и по противоположному борту, он подписал протокол о готовности к полёту. Очередная самонадеянность, и ядерные боеголовки остались незамеченными в очередной, уже третий раз.
"B-52" взлетел, и несколько часов спустя приземлился на базе ВВС Барскдейл в Луизиане. Он занял место на одной из дальних стоянок, где находился без непосредственной охраны в течение ещё девяти часов. Вечером к бомбардировщику прибыла группа, которая должна была снять ракеты. Один из военнослужащих сразу заметил что-то неладное, и немедленно связался с начальством. Прибывший инспектор подтвердил, что это боевые боеголовки, и о происшествии стало известно уже всей цепочке командования.
Надо знать, что даже при рутинном перемещении ядерного оружия от бомбардировщика до бункерных хранилищ по правилам требуется отряд охраны, состоящий не менее чем из 60 хорошо вооруженных сотрудников безопасности. Это несколько огневых групп, четыре тяжелые машины сопровождения, предварительный осмотр разведкой пути следования. Если хоть одна боеголовка подвешена к бомбардировщику, он должен охраняться 15 военнослужащими группы быстрого реагирования, способных прибыть на место не более чем за пять минут после вызова. В непосредственной близости от самолёта в этом случае находится два стационарных поста с 2 охранниками в каждом, а ещё один мобильный патруль постоянно перемещается по периметру.
3. Испания, 1966 год
В 1966 году межконтинентальные баллистические ракеты были еще далеко не самым надежным средством доставки ядерного оружия, поэтому основная роль здесь по-прежнему отводилась дальним бомбардировщикам. Стратегическое командование ВВС США (SAC) отвечало за то, чтобы в случае надобности устроить ядерный Армагеддон на территории СССР, и поддерживало свою боеготовность посредством регулярных учений.
17 января 1966 года с авиабазы Сеймур-Джонсон в Северной Каролине взлетел "B-52". Его задача состояла в имитации ядерной атаки против Советского Союза и его союзников. Он должен был перелететь Атлантику, достичь Средиземного моря, и от итальянского побережья направиться на восток, к границам СССР. Не долетев до них около сотни километров, бомбардировщику предстояло развернуться и лечь на обратный курс. Так как мир стоял на грани войны, на борту "B-52" находились четыре водородные бомбы "B28RI", которые могли быть быстро приведены в боевое состояние. Согласно плану, бомбардировщик должен был провести в воздухе более суток и совершить две дозаправки.
Заправка в воздухе - это до сих пор довольно рискованное мероприятие, требующее очень точной координации между обоими участниками взаимодействия. В 10:30 утра на высоте 9450 метров "B-52" столкнулся с самолётом-заправщиком "KC-135", поднявшимся с авиабазы Морон в Испании. Самолеты встретились при хорошей погоде у испанского побережья. Бомбардировщик приближался к заправщику слишком быстро, и оператор, управлявший топливозаправочной штангой на "KC-135", должен был дать команду пилотам "B-52" отвернуть и повторить сближение. По какой-то причине он этого не сделал, поэтому последние, ничего не подозревая, начали сбрасывать скорость.
Тем не менее, сближение всё ещё было слишком быстрым, в результате чего горловина штанги с силой врезалась в фюзеляж "B-52", пробив несущий лонжерон и отломив левое крыло. Последовал взрыв, приведший к разрушению обоих самолётов. Спастись удалось всего четырём из одиннадцати человек, находившихся в них. Четыре водородные бомбы оторвались от кувыркающегося бомбардировщика и полетели вниз. Три из них упали в поля вблизи рыбацкой деревеньки Паломарес. Две бомбы сдетонировали, но предохраняющие системы предотвратили именно ядерный взрыв. Тем не менее, радиоактивные материалы разбросало по значительной территории. Третью бомбу нашли относительно невредимой в пересохшем русле реки. Четвёртая же оказалась в Средиземном море и была извлечена после долгих поисков и крупномасштабной флотской операции.
Чтобы провести очистку местности от радиоактивных материалов, правительству США пришлось выкупить заражённые поля у крестьян. Впоследствии, с целью убедить обеспокоенную общественность в том, что загрязнения не осталось, министр туризма Испании и посол США устроили публичные купания сначала на пляже, находящемся в 15 километрах от места катастрофы, а затем и в непосредственной близости от него. Тем не менее, последствия того авиационного происшествия продолжают ощущаться в этом районе и сегодня.
В этом захватывающем видео вы сможете узнать, как происходит производство жевательной резинки в джунглях Гватемалы. Путешественники смогут увидеть, какие растения используются для создания жвачки, как они собираются и обрабатываются. Это уникальное путешествие покажет вам процесс изготовления жевательной резинки в непривычной для этого местности.