Применение стоической философии в жизни
Стоики призывали к действию, а не к рассуждениям, поэтому стоицизм имел практическое применение. В отличие от других философских течений, стоицизм способен изменить реальную жизнь hic et nunc — здесь и сейчас. Какие вещи зависят от нас, а какие нет? Почему позитивное мышление нужно далеко не всегда и зачем стоит иногда подумать о плохом? Разбираемся, как учения древних философов помогут нам сегодня.
Стоицизм появился в Афинах в начале III века до н. э. Основателем философии был Зенон Китийский, а впоследствии развивали ее Эпиктет, родившийся рабом, император Римской империи Марк Аврелий и Луций Сенека, советник императора Нерона. Стоики верили, что жизнь должна основываться на добродетели, а та должна проявляться не на словах, а в поступках.
«Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь», отталкиваясь от этих дисциплин, составил диаграмму, где каждый раздел философской системы соотносится с тремя стоическими дисциплинами. Так, из физики проистекает дисциплина желания, которая рассказывает о том, что нам следует хотеть, из этики — действия, она основывается на справедливости, а из логики — согласия, оно помогает нам принимать или отвергать первоначальные реакции на происходящее.
Целью стоиков было не просто изложение теории и размышление о добродетели: философы всегда учили применять эти учения в жизни. Например, их идеи помогли Джеймсу Стокдейлу, американскому летчику.
В 1965 году он был сбит над Вьетнамом и провел более семи лет во вьетнамской тюрьме «Ханой Хилтон», в которой заключенные подвергались психологическим и физическим пыткам. Офицер утверждал, что стоицизм спас ему жизнь и помог справиться с «наплывом беспокойства, растущей индуцированной болью и постоянно усиливающейся клаустрофобией». Неудивительно, ведь в этом течении философии большое внимание уделяется выносливости, самоконтролю и силе воли.
Однако в наших силах противостоять им, воспитывая в себе силу воли и меняя ход мыслей вне зависимости от обстоятельств. Впоследствии в 1993 году Стокдейл написал книгу «Отвага под огнем: тестирование доктрин Эпиктета в лаборатории человеческого поведения», в которой подробно рассказал о том, как философия Эпиктета помогла ему вынести заточение и пытки.
Именно стоики впервые заговорили об общности всего мира. Так, Эпиктет утверждал, что каждый из нас является гражданином мира — «членом великого города богов и людей». Кэри Андерсон, репортер The Wall Street Journal, говорит о стоицизме как о философии для лидеров:
«Стоицизм привлекателен для всех, кто сталкивается с неопределенностью, то есть для всех нас. Но лидеры особенно подвержены риску и переменам, поэтому неудивительно, что многие из них считают, что учение стоиков имеет значение для психического здоровья» , — пишет Кэри в своей статье.
Стоицизм учит нас отказываться от чрезмерных попыток контролировать самих себя, так как внешние обстоятельства далеко не всегда находятся в нашей власти. Наши попытки повлиять на мир могут обернуться как успехом, так и провалом, поэтому единственное, что нам реально дает уверенность в завтрашнем дне, — это вера в собственные убеждения.Не переживать о том, что от насне зависит.
Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие нет. В нашей власти мнение, стремление, желание, уклонение — одним словом, все, что является нашим. Вне пределов нашей власти — наше тело, имущество, доброе имя, государственная карьера, одним словом — все, что не наше.
«Краткое руководство к нравственной жизни», Эпиктет
Эпиктет разделяет явления на зависящие и не зависящие от нас, и на вторые, как полагает философ, направлять свою энергию и силы бессмысленно. Гораздо лучше сконцентрироваться на вещах, которые находятся в нашей власти, и сделать все возможное в этом направлении. Например, вы можете подготовиться к конкурсу, но даже если выступление на нем станет лучшим за всю вашу музыкальную карьеру, вы должны помнить, что на решение жюри обязательно повлияет еще несколько факторов. Осознавая, что не все зависит от вас, в случае проигрыша вы воспримите его как факт, а не как трагедию.
Эпиктет в целом утверждает, что от человека зависит очень мало вещей, гораздо меньше, чем мы привыкли думать. Мы не контролируем даже свое тело, имущество, то, что говорят или делают окружающие нас люди. Единственное, что действительно находится в нашей власти, — это наше отношение к происходящему, мысли и мнения.Менять отношение к происходящему. Обижает не тот, кто бранится или бьет, но мнение об этих вещах, будто бы они причиняют обиду. Итак, всякий раз, когда кто-то станет раздражать тебя, знай, что тебя привело в раздражение твое мнение. Поэтому старайся не дать увлечь себя собственным представлениям.
«Энхиридион», Эпиктет
По мнению Эпиктета, не люди и не обстоятельства становятся причиной раздражения, а наше отношение к ним. Изменив его, мы начинаем частично контролировать ситуацию. Эмоции — это результат наших суждений, в то время как сами вещи нейтральны, именно мы присуждаем им ту или иную характеристику. Они становятся «плохими» или «хорошими» только после того, как мы о них подумали тем или иным образом.
Стоики советовали принимать любые оскорбления, будто вы являетесь камнем, или отвечать на них с юмором. Массимо Пильюччи советует анализировать первоначальные реакции и сдерживать себя от совершения необдуманных поступков. «Прежде всего следует остановиться и сделать глубокий вдох, прогуляться вокруг квартала и только потом бесстрастно обдумать произошедшее», — пишет американский профессор. По его мнению, это простое правило способно предотвратить множество конфликтов и позволяет человеку чувствовать себя увереннее.
Некоторые ученые признают в этих принципах общую форму и структуру когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Согласно ей, психические расстройства вызваны нецелесообразными мыслями человека. Альберт Эллис, американский психолог и когнитивный терапевт, в юности читал стоиков и в своих научных изысканиях опирался на изречение Сенеки о том, что нас беспокоят не сами вещи, а мысли о них. Что, по мнению психотерапевта Дональда Робертсона, и есть «когнитивная модель эмоций», которая включает в себя два компонента — физиологическое возбуждение и интерпретацию этого возбуждения.
Анализировать каждый свой день.
Ее [душу] нужно каждый день призывать к ответу. Так делал Секстий: завершив дневные труды и удалившись на ночь ко сну, он вопрошал свой дух: «От какого недуга ты сегодня излечился? Против какого порока устоял? В чем стал лучше?»
«Философские трактаты», Луций Анней Сенека
Сенека рекомендовал подводить итоги в конце каждого дня, отмечая, что вы сегодня смогли преодолеть и какие ошибки совершили. Например, Марк Аврелий вел философский дневник, в котором записывал все происходящее с ним за день. Сенека советует не бояться ошибок: «Смотри, впредь не делай этого, сейчас я тебя прощаю». Анализируя свои действия, вы сможете понять, какие из них приводят к положительному результату, а какие — наоборот.
Позволять себе думать о плохом.
Premeditatio Malorum означает «преднамеренность бед»: стоики считают, что нужно думать не только о хороших событиях, но и о плохих, потому что, продумав заранее негативные варианты развития ситуации, вы будете к ним готовы.
Американский педагог Букер Вашингтон руководил школой, в которой обучалось около 1500 учеников, он принимал на работу сотни людей, консультировал политиков, публично выступал по всему миру. Справляться с ответственностью Вашингтону помогало выполнение одного небольшого упражнения: «Когда я начинаю работу утром, я ожидаю, что у меня будет удачный и приятный день, но в то же время готовлюсь услышать, что одно из наших школьных зданий горит, или что произошел несчастный случай, или кто-то оскорбил меня в печатной статье за то, что я сделал или пропустил, или за то, что он услышал, что я сказал, — вероятно, то, о чем я никогда и не думал говорить».
Подобные мысли помогают нам подготовиться к неизбежным неудачам и позволят принять тот факт, что не все может пойти по плану. Осознание этого помогает не тратить силу и энергию на отвлекающие факторы и сконцентрироваться только на собственных действиях. Важно понять, что стоики не призывают мыслить негативно: наоборот, подобные суждения делают нас увереннее, мы готовы ко всему происходящему и знаем, как действовать практически в любой ситуации.
Помнить о бренности вещей.
В каждом из предметов, очаровывающих душу, приносящих пользу и призывающих к себе любовь, помни говорить себе, каков он, начав с предметов незначительных. Я люблю горшок. Ведь если он разобьется, это не приведет тебя в смятение.
«Энхиридион», Эпиктет
Стоики призывали напоминать себе о бренности вещей, а также о том, что люди смертны — это понимание помогает больше ценить то, что у нас есть. Массимо Пильюччи приводит следующий пример из собственной жизни: потеряв отца, он узнал о тяжелой болезни матери. «Мне не становилось легче. Стоицизм не волшебная палочка. Однако я старался присутствовать в моменте hic et nunc. Эпиктет призывает не к равнодушию, а, наоборот, к тому, чтобы заботиться о том, что дорого нам», — утверждает писатель.
Говорить по существу.
По большей части храни молчание. В противном случае веди немногословную речь о необходимом. Изредка, когда требуют обстоятельства, говори, но не о случайных вещах — гладиаторах, атлетах, кушаниях. В особенности ничего не говори о людях с порицанием или похвалой и не сравнивай их.
«Энхиридион», Эпиктет
Стоики призывают не тратить свои силы на пустые разговоры и говорить только о важных вещах: так мы направляем энергию в нужное русло и помогаем себе отстраниться от пустых вещей, к которым относятся и обсуждения других людей. Массимо Пильюччи утверждал, что это нарушение стоической добродетели: «Мы роняем достоинство каждый раз, когда участвуем в этих разговорах». Стоики не принимали любое осуждение, так как, по мнению философов, у нас недостаточно знаний о человеке для того, чтобы делать о нем выводы. «Некто пьет много вина? Не утверждай, что он поступает плохо, можно только сказать, что он много пьет. Ведь, не разобравшись в этом, откуда ты можешь знать, действительно ли он поступает плохо», — писал Эпиктет в «Энхиридионе».Окружать себя людьми, у которых можно чему-то научитьсяПиры с людьми посторонними и не причастными к мудрости отвергай. Знай, что если друг твой замаран, то, общаясь с ним, даже если сам был чист, неизбежно замараешься.
«Энхиридион», Эпиктет
Существует множество учений, которые доказывают воздействие на нас окружающих. В своей последней книге «Невидимое влияние: скрытые силы, которые формируют поведение» Йона Бергер, профессор в Школе Уортон Университета Пенсильвании, рассказывает о том, как наше поведение формируется другими.
Кристин Шольц, профессор Амстердамского университета, также подтверждает это влияние: «Все, что делают наши друзья, воздействует на нас, даже если мы это не осознаем. Мы можем перенять их привычки не задумываясь». Людьми, которые «причастны к мудрости» и чьи привычки и взгляды нам будет полезно перенять, могут быть не ученые и академики, а те, кто стремится к саморазвитию и благополучию. Работайте над своими недостатками, окружая себя теми, кто таковых не имеет.
Превращать ограничения в возможности.
Стоики призывали к практике добродетели в любой ситуации: по их мнению, любое ограничение или преграда могут стать новой возможностью. Например, находясь в пробке, вы развиваете в себе терпение, а плачущий в самолете ребенок поможет проявить сострадание как к нему, так и к его родителям. Недовольный пассажир в автобусе, которого вы случайно задели, может накричать на вас, но ваша задача не ответить ему тем же, а спокойно извиниться и пожелать хорошего дня. В каждом нашем действии может проявляться добродетель; используйте повседневную жизнь для ее развития и тренировки.
Стоицизм появился в Афинах в начале III века до н. э. Основателем философии был Зенон Китийский, а впоследствии развивали ее Эпиктет, родившийся рабом, император Римской империи Марк Аврелий и Луций Сенека, советник императора Нерона. Стоики верили, что жизнь должна основываться на добродетели, а та должна проявляться не на словах, а в поступках.
Лучше знать, как практиковать добродетель, чем как ее описывать (Сенека)
«Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь», отталкиваясь от этих дисциплин, составил диаграмму, где каждый раздел философской системы соотносится с тремя стоическими дисциплинами. Так, из физики проистекает дисциплина желания, которая рассказывает о том, что нам следует хотеть, из этики — действия, она основывается на справедливости, а из логики — согласия, оно помогает нам принимать или отвергать первоначальные реакции на происходящее.
Целью стоиков было не просто изложение теории и размышление о добродетели: философы всегда учили применять эти учения в жизни. Например, их идеи помогли Джеймсу Стокдейлу, американскому летчику.
В 1965 году он был сбит над Вьетнамом и провел более семи лет во вьетнамской тюрьме «Ханой Хилтон», в которой заключенные подвергались психологическим и физическим пыткам. Офицер утверждал, что стоицизм спас ему жизнь и помог справиться с «наплывом беспокойства, растущей индуцированной болью и постоянно усиливающейся клаустрофобией». Неудивительно, ведь в этом течении философии большое внимание уделяется выносливости, самоконтролю и силе воли.
Концепция стоицизма заключалась в том, что страдания и несчастья не могут контролироваться нами — это испытания, которые даются свыше
Однако в наших силах противостоять им, воспитывая в себе силу воли и меняя ход мыслей вне зависимости от обстоятельств. Впоследствии в 1993 году Стокдейл написал книгу «Отвага под огнем: тестирование доктрин Эпиктета в лаборатории человеческого поведения», в которой подробно рассказал о том, как философия Эпиктета помогла ему вынести заточение и пытки.
Именно стоики впервые заговорили об общности всего мира. Так, Эпиктет утверждал, что каждый из нас является гражданином мира — «членом великого города богов и людей». Кэри Андерсон, репортер The Wall Street Journal, говорит о стоицизме как о философии для лидеров:
«Стоицизм привлекателен для всех, кто сталкивается с неопределенностью, то есть для всех нас. Но лидеры особенно подвержены риску и переменам, поэтому неудивительно, что многие из них считают, что учение стоиков имеет значение для психического здоровья» , — пишет Кэри в своей статье.
Стоицизм учит нас отказываться от чрезмерных попыток контролировать самих себя, так как внешние обстоятельства далеко не всегда находятся в нашей власти. Наши попытки повлиять на мир могут обернуться как успехом, так и провалом, поэтому единственное, что нам реально дает уверенность в завтрашнем дне, — это вера в собственные убеждения.Не переживать о том, что от насне зависит.
Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие нет. В нашей власти мнение, стремление, желание, уклонение — одним словом, все, что является нашим. Вне пределов нашей власти — наше тело, имущество, доброе имя, государственная карьера, одним словом — все, что не наше.
«Краткое руководство к нравственной жизни», Эпиктет
Эпиктет разделяет явления на зависящие и не зависящие от нас, и на вторые, как полагает философ, направлять свою энергию и силы бессмысленно. Гораздо лучше сконцентрироваться на вещах, которые находятся в нашей власти, и сделать все возможное в этом направлении. Например, вы можете подготовиться к конкурсу, но даже если выступление на нем станет лучшим за всю вашу музыкальную карьеру, вы должны помнить, что на решение жюри обязательно повлияет еще несколько факторов. Осознавая, что не все зависит от вас, в случае проигрыша вы воспримите его как факт, а не как трагедию.
Эпиктет в целом утверждает, что от человека зависит очень мало вещей, гораздо меньше, чем мы привыкли думать. Мы не контролируем даже свое тело, имущество, то, что говорят или делают окружающие нас люди. Единственное, что действительно находится в нашей власти, — это наше отношение к происходящему, мысли и мнения.Менять отношение к происходящему. Обижает не тот, кто бранится или бьет, но мнение об этих вещах, будто бы они причиняют обиду. Итак, всякий раз, когда кто-то станет раздражать тебя, знай, что тебя привело в раздражение твое мнение. Поэтому старайся не дать увлечь себя собственным представлениям.
«Энхиридион», Эпиктет
По мнению Эпиктета, не люди и не обстоятельства становятся причиной раздражения, а наше отношение к ним. Изменив его, мы начинаем частично контролировать ситуацию. Эмоции — это результат наших суждений, в то время как сами вещи нейтральны, именно мы присуждаем им ту или иную характеристику. Они становятся «плохими» или «хорошими» только после того, как мы о них подумали тем или иным образом.
Стоики советовали принимать любые оскорбления, будто вы являетесь камнем, или отвечать на них с юмором. Массимо Пильюччи советует анализировать первоначальные реакции и сдерживать себя от совершения необдуманных поступков. «Прежде всего следует остановиться и сделать глубокий вдох, прогуляться вокруг квартала и только потом бесстрастно обдумать произошедшее», — пишет американский профессор. По его мнению, это простое правило способно предотвратить множество конфликтов и позволяет человеку чувствовать себя увереннее.
Некоторые ученые признают в этих принципах общую форму и структуру когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Согласно ей, психические расстройства вызваны нецелесообразными мыслями человека. Альберт Эллис, американский психолог и когнитивный терапевт, в юности читал стоиков и в своих научных изысканиях опирался на изречение Сенеки о том, что нас беспокоят не сами вещи, а мысли о них. Что, по мнению психотерапевта Дональда Робертсона, и есть «когнитивная модель эмоций», которая включает в себя два компонента — физиологическое возбуждение и интерпретацию этого возбуждения.
Анализировать каждый свой день.
Ее [душу] нужно каждый день призывать к ответу. Так делал Секстий: завершив дневные труды и удалившись на ночь ко сну, он вопрошал свой дух: «От какого недуга ты сегодня излечился? Против какого порока устоял? В чем стал лучше?»
«Философские трактаты», Луций Анней Сенека
Сенека рекомендовал подводить итоги в конце каждого дня, отмечая, что вы сегодня смогли преодолеть и какие ошибки совершили. Например, Марк Аврелий вел философский дневник, в котором записывал все происходящее с ним за день. Сенека советует не бояться ошибок: «Смотри, впредь не делай этого, сейчас я тебя прощаю». Анализируя свои действия, вы сможете понять, какие из них приводят к положительному результату, а какие — наоборот.
Позволять себе думать о плохом.
Premeditatio Malorum означает «преднамеренность бед»: стоики считают, что нужно думать не только о хороших событиях, но и о плохих, потому что, продумав заранее негативные варианты развития ситуации, вы будете к ним готовы.
Американский педагог Букер Вашингтон руководил школой, в которой обучалось около 1500 учеников, он принимал на работу сотни людей, консультировал политиков, публично выступал по всему миру. Справляться с ответственностью Вашингтону помогало выполнение одного небольшого упражнения: «Когда я начинаю работу утром, я ожидаю, что у меня будет удачный и приятный день, но в то же время готовлюсь услышать, что одно из наших школьных зданий горит, или что произошел несчастный случай, или кто-то оскорбил меня в печатной статье за то, что я сделал или пропустил, или за то, что он услышал, что я сказал, — вероятно, то, о чем я никогда и не думал говорить».
Подобные мысли помогают нам подготовиться к неизбежным неудачам и позволят принять тот факт, что не все может пойти по плану. Осознание этого помогает не тратить силу и энергию на отвлекающие факторы и сконцентрироваться только на собственных действиях. Важно понять, что стоики не призывают мыслить негативно: наоборот, подобные суждения делают нас увереннее, мы готовы ко всему происходящему и знаем, как действовать практически в любой ситуации.
Помнить о бренности вещей.
В каждом из предметов, очаровывающих душу, приносящих пользу и призывающих к себе любовь, помни говорить себе, каков он, начав с предметов незначительных. Я люблю горшок. Ведь если он разобьется, это не приведет тебя в смятение.
«Энхиридион», Эпиктет
Стоики призывали напоминать себе о бренности вещей, а также о том, что люди смертны — это понимание помогает больше ценить то, что у нас есть. Массимо Пильюччи приводит следующий пример из собственной жизни: потеряв отца, он узнал о тяжелой болезни матери. «Мне не становилось легче. Стоицизм не волшебная палочка. Однако я старался присутствовать в моменте hic et nunc. Эпиктет призывает не к равнодушию, а, наоборот, к тому, чтобы заботиться о том, что дорого нам», — утверждает писатель.
Говорить по существу.
По большей части храни молчание. В противном случае веди немногословную речь о необходимом. Изредка, когда требуют обстоятельства, говори, но не о случайных вещах — гладиаторах, атлетах, кушаниях. В особенности ничего не говори о людях с порицанием или похвалой и не сравнивай их.
«Энхиридион», Эпиктет
Стоики призывают не тратить свои силы на пустые разговоры и говорить только о важных вещах: так мы направляем энергию в нужное русло и помогаем себе отстраниться от пустых вещей, к которым относятся и обсуждения других людей. Массимо Пильюччи утверждал, что это нарушение стоической добродетели: «Мы роняем достоинство каждый раз, когда участвуем в этих разговорах». Стоики не принимали любое осуждение, так как, по мнению философов, у нас недостаточно знаний о человеке для того, чтобы делать о нем выводы. «Некто пьет много вина? Не утверждай, что он поступает плохо, можно только сказать, что он много пьет. Ведь, не разобравшись в этом, откуда ты можешь знать, действительно ли он поступает плохо», — писал Эпиктет в «Энхиридионе».Окружать себя людьми, у которых можно чему-то научитьсяПиры с людьми посторонними и не причастными к мудрости отвергай. Знай, что если друг твой замаран, то, общаясь с ним, даже если сам был чист, неизбежно замараешься.
«Энхиридион», Эпиктет
Существует множество учений, которые доказывают воздействие на нас окружающих. В своей последней книге «Невидимое влияние: скрытые силы, которые формируют поведение» Йона Бергер, профессор в Школе Уортон Университета Пенсильвании, рассказывает о том, как наше поведение формируется другими.
Кристин Шольц, профессор Амстердамского университета, также подтверждает это влияние: «Все, что делают наши друзья, воздействует на нас, даже если мы это не осознаем. Мы можем перенять их привычки не задумываясь». Людьми, которые «причастны к мудрости» и чьи привычки и взгляды нам будет полезно перенять, могут быть не ученые и академики, а те, кто стремится к саморазвитию и благополучию. Работайте над своими недостатками, окружая себя теми, кто таковых не имеет.
Превращать ограничения в возможности.
Стоики призывали к практике добродетели в любой ситуации: по их мнению, любое ограничение или преграда могут стать новой возможностью. Например, находясь в пробке, вы развиваете в себе терпение, а плачущий в самолете ребенок поможет проявить сострадание как к нему, так и к его родителям. Недовольный пассажир в автобусе, которого вы случайно задели, может накричать на вас, но ваша задача не ответить ему тем же, а спокойно извиниться и пожелать хорошего дня. В каждом нашем действии может проявляться добродетель; используйте повседневную жизнь для ее развития и тренировки.
221
0
Информация
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.
Голливудская актриса Гвинет Пэлтроу поразила публику откровенным нарядом. Она пришла на премьеру кинокартины «Железный человек 3» без нижнего, в прозрачном вечернем наряде.
32 291
15
В этом захватывающем видео вы сможете узнать, как происходит производство жевательной резинки в джунглях Гватемалы. Путешественники смогут увидеть, какие растения используются для создания жвачки, как они собираются и обрабатываются. Это уникальное путешествие покажет вам процесс изготовления жевательной резинки в непривычной для этого местности.
5 034
1
Список десяти самых популярных процедур пластической хирургии.
15 938
7